Новости

Мыть полы в классе? Дежурить в столовой? Убирать территорию вокруг школы на субботнике? Все это ученик может делать сегодня только с письменного согласия родителей. Этого требует закон. Однако реальность такова, что многие папы и мамы согласия не дают. "С какой стати мой ребенок должен убирать в классе, если в школе есть штатная уборщица?" - самый типичный аргумент.
Кто должен мыть полы в школе? Этот вопрос почему-то остается одним из самых "горячих". Фото: РИА Новости Кто должен мыть полы в школе? Этот вопрос почему-то остается одним из самых "горячих". Фото: РИА Новости
Кто должен мыть полы в школе? Этот вопрос почему-то остается одним из самых "горячих". Фото: РИА Новости

Так что, современная школа имеет право на трудовое воспитание детей, но - не всех? Школа окончательно погрузилась в сферу предоставления "образовательных услуг"? Надо ли жалеть о том, что на уроках больше не будут шить фартуки и сколачивают табуретки? И как все-таки учить детей дружить, сопереживать и помогать?.. "Российская газета" узнала, что думают обо всем этом родители и учителя.

Болгарка вместо айфона

Современный урок технологии, а еще вчера - труда: про что он? Про будущую профессию или про то, чему научат делать для дома? В идеале ребенок должен знакомиться с промышленным дизайном, с технологиями цифрового производства, робототехникой, мехатроникой...

На практике ситуация даже в пределах одного региона очень разная.

- Помню, раньше вместо уроков труда у нас были занятия по радиотехнике. Потом - азы информатики. В результате эти часы отняли под технологию. Дети собираются в огромном комплексе. И что? Девочки вяжут. Но только те, кого и до этого научила вязать мама. Мальчики якобы сбивают табуретки. Сами ученики к этому предмету относятся наплевательски. Может, где-то происходит иначе. Говорю, о том, что видела сама, - признается учитель русского языка и литературы Казанского физико-математического лицея N 131 Виктория Куприянова. - Если вводить технологию, то нужно это делать с учетом современных требований. А не пытаться вернуть то, что было 25 лет назад. Надо искать новые методы и, как минимум, знать, чего хотят сами дети.

А вот в единственной казанской православной гимназии при Духосошественском храме преподает труд отец Сергий. Человек с богатейшим опытом. Служил. Имеет высшее строительное образование. И из тех, про кого говорят: мастер на все руки. В его кабинете есть и электролобзики, и даже фрезерный станок с ЧПУ. Кроме уроков в учебное время, батюшка занимается с ребятами в центре семейного творчества. Мальчишек он зовет сюда вместе с отцами: не так уж часто современные папы мастерят что-то вместе со своими сыновьями.

- Мы на что мотивируем? Вместо последней модели айфона подарите сыну, скажем, болгарку хорошую. Она стоит 4500 рублей, а хватит ее на полжизни, - рассуждает отец Сергий.

Другой подход? Трудно сказать. Но факт остается фактом: на занятиях - аншлаг.

3D-принтер в руки

В нынешнем учебном году по всей стране открылись цифровые "Точки роста". Квадрокоптеры, шлемы виртуальной реальности, 3D-принтеры и роботы "прописались" в классах более чем двух тысяч сельских школ.

- Некоторой аппаратуры мы прежде и в глаза не видели. А теперь проходит школьная линейка - можно запустить квадрокоптер и все заснять. Потом смонтировать ролик. Супер! - говорит учитель информатики средней школы поселка Приморск Волгоградской области Любовь Воробьева.

Инновационная концепция преподавания уроков технологии утверждена Минпросвещения. Предполагается, что с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. Хочешь стать дизайнером мебели? Молоток и гвозди - в сторону. Проведи расчеты, выбери материал. Пластик? Детали напечатает 3D-принтер.

Бегом на производство

В советское время были учебно-производственные комбинаты. Многие их прекрасно помнят. Здесь четыре часа в неделю старшеклассники приобретали рабочие навыки: токаря, автослесаря, швеи, санитарки, машинистки и т.д. Полученная еще в школе рабочая квалификация, да еще подкрепленная официальным документом - свидетельством, помогла встать на ноги не одному выпускнику.

- В 80-е годы я был директором Дмитриевской школы Уфимского района, где мы экспериментально внедряли трудовое обучение, - рассказывает заслуженный учитель Республики Башкортостан Валерий Сидоров. - К примеру, ученицы месяц заменяли доярок и заработали по 300 рублей. Большие по тем временам деньги. В первый год эксперимента мы построили на территории школы теплицу и выручили на продаже урожая 36 тысяч рублей. Столько стоили три автомобиля "Волги"! При этом бесплатно кормили детей и еще платили стипендию отличникам.

Сейчас производственной практики как таковой нет. А те же уроки технологии сократили с двух часов в неделю до одного. Впрочем, многое зависит от местной власти и самой школы. К примеру, в этом году в школе села Миловка Уфимского района Башкирии открылся первый агрокласс. Дети ездят на экскурсии на агропредприятия и опытные хозяйства. Учатся ухаживать за овощами, цветами и животными.

Картошка как урок

Безусловно, сельские школы - это особый разговор. Практически везде дети трудятся на пришкольных участках. И родители, как правило, только "за".

- В основной образовательной программе есть направление "Сельскохозяйственные технологии", на которое отводится 18 часов в год, - рассказывает директор новомалыклинской школы имени М.С. Чернова в Ульяновской области Алсу Хамидуллина. - А летом на учебно-опытном пришкольном участке наши дети выращивают картофель, вишню, смородину, свеклу, злаковые культуры. Это важно для профессионального самоопределения учащегося. Плюс работа в коллективе.

А вот в средней школе поселка Филимоново Канского района Красноярского края работу на пришкольном участке ребята и учителя превратили в акцию "Протяни руку помощи": урожай с десяти соток школьного огорода они раздают одиноким старикам.

- Большинство пап и мам за такое начинание двумя руками, - говорит директор Людмила Палкина. - И не только потому, что в деревне дети с малых лет умеют помогать по хозяйству. Это же такой воспитательный момент!

В школе села Грузенка Балахтинского района Красноярского края, где учатся всего 43 ребенка, вопрос о трудовых обязанностей учеников решается голосованием на родительском собрании. По словам директора Тамары Полежаевой, еще не было случая, чтобы кто-то отказался.

Кто должен мыть полы?

Этот вопрос почему-то остается одним из самых "горячих" для некоторых семей.

- Долгое время в нашем колледже классы убирали уборщицы. А с начала этого года - ребята. И скажу, что учащиеся куда бережнее относятся к поддержанию порядка, который сами наводят, - говорит преподаватель краевого политехнического колледжа в городе Чернушка Пермского края Татьяна Бибикова. - Безусловно, мы соблюдаем закон: письменное согласие есть. И ни один ученик не отказался! Более того, ребята активно участвуют и в работе городских волонтерских отрядов. Проводят "чистые среды": убирают улицы, берега малых рек, места отдыха. Помогают старикам.

В поселке Филимоново на пришкольном огороде родилась акция "Протяни руку помощи": весь урожай ученики раздают одиноким старикам

В том же казанском физматлицее N 131, который не раз входил в сотню лучших школ России, лицеисты тоже без проблем участвуют и в субботниках, и в уборке классов.

- Иногда возмущаются родители: мол, почему мой ребенок должен что-то делать? Зато когда он перестает их слушать, начинает лоботрясничать, сразу прибегают к учителям: "Повлияйте, пожалуйста". Так что госпожа Простакова из "Недоросля" никуда не делась. Расцвела махровым цветом, - говорит учитель-словесник Виктория Куприянова. - Другое дело, что у нас дети с гораздо большим удовольствием участвуют в благотворительных ярмарках, куда приносят вещи, сделанные своими руками. Вырученные деньги идут детским домам. И сами они часто туда ездят, устраивают концерты. Мне кажется, это гораздо полезней для учеников.

Однако есть родители, которые твердо убеждены: школа должна только давать знания. Никаких рабочих нагрузок вне учебного плана. Это принципиальная позиция.

- Считаю положительным тот факт, что сегодня никого из детей не могут насильно заставить работать в классе, в школе. И уж тем более, не гоняют "на картошку" и не заставляют собирать металлолом, как раньше, - считает мама шестиклассницы из Перми Марианна Максутова. - С точки зрения приобщения к труду в этом больше профанации, чем реальной пользы. Если я хочу, чтобы мой ребенок умел что-то делать, я научу его сама. Если посчитаю полезным, чтобы дочь умела копать картошку, тоже покажу как. Но я категорически против, чтобы в школе ее заставляли, например, мыть полы.

Уроки труда проходят и в детских технопарках "Кванториум". Здесь ребята могут поработать в биолаборатории. Фото: Сергей Куксин
Может ли ребенок трудиться вне уроков?

Ответ - в книге "Учителя и ученики: права и обязанности", вышедшей в серии "Библиотечка "Российской газеты". Автор - зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Духанина.

В книге простым и доступным языком даются разъяснения самых острых вопросов о школьной жизни:

"Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе, но не предусмотрены учебным планом. При этом закон запрещает привлекать обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Однако в последние несколько лет в обществе разгорелась дискуссия о необходимости трудового обучения школьников. Нужно сказать, что указанное положение этому никак не мешает.

Обратите внимание: если школа решит развивать трудовое обучение, то она должна будет включить необходимые мероприятия в образовательную программу. Подчеркнем, что именно школа, поскольку образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность".

Вопрос - ребром

Бюрократический "экстрим"

- Любое действие учителя сейчас сопровождается десятками бумаг, письменным согласием родителей. И это касается не только уборки класса. Хочешь с классом выйти в парк покормить белочек или посадить деревце? Тоже предоставь бумажку. Постоянные анкетирования, ведения портфолио учеников... Половину рабочего времени педагога съедает бумаготворчество, - говорит педагог с 30-летним стажем Светлана Афанасьева из Ульяновска.

И с ней согласно большинство коллег.

- Совместные турпоходы, экскурсии всегда сплачивали ребят, воспитывали дух взаимопомощи, поддержки. Но это раньше можно было собраться классом на раз-два. А сейчас необходимо собрать кучу разрешений, написать план, потом отчет... Само мероприятие займет несколько часов, а "бумажная" часть работы - несколько дней. Гораздо проще не ходить никуда. И если мы хотим вернуть в школы эту важную составляющую воспитательного процесса, необходим механизм "разбюрократизации". Здесь, конечно, есть о чем подумать, - заявил на Байкальском образовательном форуме в Иркутске директор Центра социально-экономического развития школы (Институт образования НИУ ВШЭ) Сергей Косарецкий.

Общество Образование Филиалы РГ Волга-Кама Филиалы РГ Юг России Филиалы РГ Башкортостан Филиалы РГ Средняя Волга Филиалы РГ Восточная Сибирь Филиалы РГ Пермский край ПФО Татарстан Казань ЮФО Волгоградская область ПФО Башкортостан ПФО Ульяновская область СФО Красноярский край