Моя изнуренная англофилия

"Аббатство Даунтон": чернь, знай свое место
Избитая фраза, гласящая, что всё новое - это хорошо забытое старое, понимается современными киноделами с забавной, но одновременно пугающей буквальностью. Интенсивность, с которой они ею руководствуются, настолько высока, что уже впору вычёркивать из этой и без того сомнительной формулы слова "хорошо забытое". Сериалов это, разумеется, тоже касается - тут если не перезапуск, то ремейк, если не ремейк, то полнометражный сиквел. В 2019 году таких на Западе вышло как минимум три.

С "Дэдвудом" ещё понятно: телевестерн HBO был внезапно прерван на полуслове и 13 лет беспокоил поклонников фантомными болями. В этом случае можно сказать, что справедливость восторжествовала и авторы сделали нужное дело, пусть новый фильм и сводился в основном к фансервису. В этой связи ожидаемо, что у фильмов по мотивам вполне логически завершённых и целостных сериалов "Во все тяжкие" и "Аббатство Даунтон" фансервис оказался ядром, сутью и самоцелью.

Впрочем, с британской картиной - единственной из трёх добравшейся до больших экранов - не всё так просто. Всячески обхаживая и развлекая поклонников куртуазными беседами, где нужно сесть, серьёзно подумать и смех достойно удержать, она заодно закрепляет в их памяти свой центральный посыл и докручивает слегка отставшие за четыре года, минувших с момента выхода финального эпизода, идеологические элементы до необходимого уровня передовых западных трендов.

Такие актуальные для современного искусства темы, как права женщин и гомосексуалистов, ощутимо педалировавшиеся в "Аббатстве" и ранее, теперь выводятся на передний план. Особенно вторая: слуга Томас Барроу, так и не "излечившийся" от нетрадиционной ориентации, выполнив нехитрую сюжетную функцию, отправляется отрабатывать повестку на всю катушку и принимать муки за всех геев мира, больше никак в происходящем не участвуя. И без него прекрасно обходятся. Что вообще довольно характерно: некогда главный антагонист и безнадёжно гнусный злодей, изрядно оживлявший действие первых сезонов, в итоге преобразился в скучного и бесхарактерного, но благородного страдальца за прогрессивную идею.

В остальном - всё по-старому. Лучший телесериал по версии англофилов планеты на протяжении шести сезонов рассказывал о жизни высшего общества и их прислуги в начале двадцатого века, проведя их от резонансной гибели "Титаника" к судьбоносному периоду Интербеллума, эре фундаментальных социальных изменений. Последний сезон завершался, с оптимизмом и некоторой тревогой наблюдая закат старого мира: молодые слуги находились в поисках новой и более достойной жизни, безгранично преданные старые уходили на пенсию, а чуть растерянная аристократия пыталась найти в этой ситуации своё место.

Место это она, как мы с вами знаем, без проблем (разве что с некоторыми неудобствами, сопровождаемыми терзаниями нежных душ) найдёт, и "старая добрая Англия" таким образом не без потерь, но с достоинством уцелеет. "Даунтон" - как сериал, так и фильм - доверху наполнен примирительным пафосом, за которым трудно не углядеть некоторого лукавства. Шоураннер и сценарист Лорд Джулиан Феллоуз, барон Уэстстаффордский, с заоблачной высоты своего незыблемого статуса неустанно и назидательно проговаривает для благодарно внимающего плебса мораль: классовая структура - сила и непоколебимая основа Британии на все времена, и положением своим в ней стоит дорожить. В крайнем случае - всегда найдёшь работёнку себе по нраву. А то и партию себе головокружительную подберёшь, если очень повезёт. Все двери открыты, короче.

Важны ведь люди, а не их регалии, как мудро заметил один из героев сериала - бывший ирландский радикал, удачно женившийся на хозяйской дочке, тем самым обеспечив себе счастливое будущее и внезапно обнаружив во вчерашних ненавистных угнетателях исключительные человеческие качества. Что с того, что одни хорошие люди недоуменно морщатся при слове "работа" (это даже по-своему мило!), а другие хорошие люди считают революционной свою борьбу с коллегами за почётное право подавать тем хорошим людям кушанья. Так надо. Так заведено. Недаром ведь в пятом сезоне зловещим примером маячит русский Октябрь - хотите, мол, чтоб так было? То-то.

И вот хорошо всем знакомые леди и джентльмены, а также их дворня собрались вновь, чтобы напомнить любителям островного акцента и хруста французских булок о вечных ценностях. По внутренней хронологии прошла всего пара лет, так что начавшуюся было разбегаться честную компанию худо-бедно удалось удержать в стенах Аббатства, хотя мотивы, по которым некоторые остались, довольно туманны, а кое-кто успевает засветиться лишь под самый конец праздника - к неизменному восторгу фанбазы.

Какого-то особенного сюжета эта закрытая костюмированная вечеринка не требует. Его, в общем-то, и нет, а единственная хоть как-то пытающаяся заинтриговать линия с покушением на короля Георга V благополучно разрешается где-то к середине, оборачиваясь не более чем малозначительным эпизодом, расклеивающим всё те же кричащие ярлычки "Добро" и "Зло" в нужных местах. Прочее же, как и прежде, сказочно образуется как бы само собой - что, в конце концов, хорошим людям делить? Всё в лучших традициях самой эффектной мыльной оперы в истории ТВ.

3