Почему в бюджете Севастополя не хватило денег на перевозку льготников

Предприятиям общественного транспорта Севастополя на перевозку льготников выделили 96 миллионов рублей дополнительно к уже заложенным в бюджете 514 миллионам. Каждая "бесплатная" поездка теперь фиксируется валидаторами, и чиновникам пришлось пересмотреть принцип начисления компенсации и ее размер. Однако сделать это в срок не получилось: деньги закончились в сентябре, и все это время транспортные компании возили льготников "в долг".

Год назад в Севастополе началась транспортная реформа. Всех перевели на регулируемый тариф, перевозчики стали работать по контракту с правительством. Льготники получили возможность ездить бесплатно на любом виде транспорта по картам ЕГКС (единая городская карта Севастополя). И хотя изменения внедрялись не без проблем ("РГ" писала об этом в статьях "Кто заплатит за льготника?" 7.11.2018 и "Когда буксует механизм" 19.12.2018), в целом за год новую систему удалось отладить.

Теперь главный вопрос - в выплате компенсаций за льготников. Правом бесплатного проезда обладает более четверти населения Севастополя, около 120 тысяч человек. Раньше с перевозчиками рассчитывались по условным коэффициентам. Почему-то считалось, что 90 процентов льготников ездят в троллейбусах, поэтому почти вся субсидия доставалась ГУП "Севэлектроавтотранс".

Система ЕГКС дает точный учет поездок льготников, причем данные одновременно поступают и в городское правительство, и к перевозчикам.

- Ситуация с перевозкой льготников изменилась к лучшему, - рассказал "РГ" председатель Союза транспортных компаний Севастополя Виктор Рыков. - Раньше были разные удостоверения, разные справки, в общем полный бардак. Люди трепали нервы себе и водителю, доказывая, что они имеют право ехать бесплатно. Теперь этих проблем нет: карту к валидатору приложил и катайся хоть целый день.

В департаменте труда и социальной защиты Севастополя "РГ" сообщили, что сумму для компенсации проезда льготников на 2019 год рассчитали, исходя из данных за 2017-й и первую половину 2018-го, когда такие пассажиры могли пользоваться только 47 социальными автобусными маршрутами. Но с апреля этого года были внедрены персонифицированные карты ЕГКС, и льготный проезд стали предоставлять уже на 80 маршрутах. В итоге расходы бюджета выросли с 42 до 60 миллионов рублей в месяц.

- Количество льготников, которые сейчас ездят на автобусах, превысило ожидаемое, - говорит Рыков. - Перевозчики перестали получать компенсации из бюджета. Когда мы заключали с городом контракты и брали на себя обязательства, в том числе обновить подвижной состав, то рассчитывали, что выплаты будут поступать стабильно. Если вовремя не заплатить за лизинг, можно потерять репутацию и лизинговые компании не захотят с тобой работать. Поэтому не хотелось бы, чтобы такие ситуации повторялись.

На прошлой неделе Заксобрание Севастополя внесло изменения в бюджет 2019 года, утвердив, в том числе, выделение дополнительных 96,1 миллиона рублей транспортникам. Как сообщил директор департамента финансов Севастополя Владимир Штоп, 93,1 миллиона рублей составит субсидия автотранспортным предприятиям и еще три миллиона - Севастопольскому морпорту за перевозку льготников на катерах и паромах.С начала действия ЕГКС и введением льготного проезда на всех маршрутах пришлось также пересмотреть и соотношение субсидий для разных видов транспорта. В первом варианте бюджета 2019 года на возмещение затрат на перевозку льготных пассажиров электротранспортом было предусмотрено 439 миллионов рублей, а автотранспортом - только 46 миллионов. Однако при внесении изменений в бюджет-2019 деньги перераспределили. Компенсация электротранспортному предприятию уменьшилась почти в два раза, до 244 миллионов рублей, а автопаркам, наоборот, выросла в шесть раз, до 291 миллиона.

- Раньше наше предприятие получало за перевозку льготников 120 - 150 тысяч рублей в месяц, а сейчас - 1,2 миллиона. - отмечает Виктор Рыков.

По информации департамента труда и соцзащиты, к настоящему времени льготную ЕГКС оформили более 108 тысяч жителей Севастополя. Картой пользуются более 92 тысяч человек. Только за октябрь они совершили 3,47 миллиона поездок.

Перевозчики отмечают, что заложенных в бюджете денег может снова не хватить, ведь в год на оплату проезда всех льготников требуется около 720 миллионов рублей.

Однако в целом транспортники положительно оценивают изменения в отрасли.

- Мы стали получать компенсации за льготников, а также выплаты по контрактам, - объясняет Рыков. - Но в то же время в Севастополе полностью отсутствуют перевозки по нерегулируемому тарифу. Из-за этого, например, исчезли ночные рейсы, поскольку в контрактах время работы на маршрутах ограничено. Хотя у жителей такие рейсы востребованы. Можно было перевести часть маршрутов на нерегулируемый тариф. Надеемся, что власти нас услышат.

В департаменте транспорта Севастополя "РГ" сообщили, что переход на регулируемый тариф привел к обновлению подвижного состава автотранспортных предприятий, чего не было долгие годы. А оплата проезда картой ЕГКС позволяет оптимизировать маршруты, так как появилась возможность анализировать пассажиропоток, оценивать востребованность маршрута до внесения изменения в схему движения.

Между тем

Проезд по карте ЕГКС дешевле, чем при оплате наличными. На катере он составляет 22 рубля против 24 рублей за наличные, в автобусах 17 рублей (обычная стоимость - 20 рублей), в троллейбусах - 16 рублей вместо 19. Также внедрена программа лояльности: при оплате картой даются скидки от двух до 10 процентов в супермаркетах, аптеках, на АЗС.