Смысл схемы в том, что в договоре прописываются максимальные объемы товара, которые поставщик обязан отгрузить за определенный срок по требованию покупателя, и минимальный платеж, который должен совершить покупатель вне зависимости от того, заказывал он этот товар или нет. Такие договоры раньше часто заключались на поставку газа по трубопроводам.
У покупателя "голубого топлива" до появления на рынке сжиженного природного газа было немного альтернатив, где покупать газ - это решалось наличием трубопровода. Вариантов транспортировки нефти было всегда множество, конкуренция между поставщиками выше, как и борьба за рынки сбыта, которая не прекращалась даже в условиях растущего спроса на "черное золото". А в сегодняшнем положении контракты по схеме "бери или плати" невыгодны потребителям, которые могут выбирать наиболее приемлемые для них условия поставки.
"Российским нефтяным компаниям сейчас было бы выгодно работать по принципу Take-or-Pay. Это позволило бы сохранить часть доходов, а также поддержать необходимый уровень инвестиций", - считает аналитик "Финам" Алексей Калачев. Но, с его точки зрения, и до эпидемии с карантинами и обвалившимся спросом на топливо в мире наблюдался избыток нефти. А сейчас ее и вовсе скоро некуда будет деть. Можно купить много и дешево. Поэтому едва ли кто-то согласится подписывать долгосрочные обязательства.
В условиях падающего спроса на энергоресурсы, скачков котировок барреля, переизбытка предложения нефти на рынке и растущей конкуренции заключить контракт на условиях "бери или плати" фактически невозможно. Причем попытки привить нефтяному рынку эту схему уже были.
"На глобальном нефтяном рынке, в отличие от газового, принцип take or pay не сложился, именно ввиду его глобального характера и логистических возможностей",- пояснил руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов. По его мнению, с глобализацией газового рынка будет снижаться и роль этих контрактов в газовой сфере.