16.09.2020 13:35
Текст: Юрий Сизов

Философии натюрморта посвящен творческий проект в Арт-центре Шагала

Живописному жанру натюрморта, который успел за истекшие пять веков достичь, по оценке искусствоведов, абсолютного совершенства, посвятили очередной международный творческий проект "Трэцяя плынь" его витебские организаторы в Арт-центре Марка Шагала.
Памятник Марку Шагалу. Витебск.  Фото: wikipedia.org Памятник Марку Шагалу. Витебск.  Фото: wikipedia.org
Памятник Марку Шагалу. Витебск. wikipedia.org

Следует пояснить, что свое название проект, который состоялся благодаря инициативе местного живописца Леонида Медведского, получил в честь направления в музыке, сочетающего классику и джаз, традиции и импровизацию. А цель вернисажа, который приглашает в свои залы гостей с 16 сентября, по задумке организаторов, - изучить текущее состояние жанров как системы.

Кстати, залы Арт-музея, в которых неоднократно бывал и "СОЮЗ", всегда предлагают увлекательное путешествие в яркий мир образов гения авангардизма. Причем пространство постоянной экспозиции разделено организаторами вернисажа на две параллельные анфилады: на первом этаже представлены работы Марка Шагала, а на втором - его друзей и единомышленников, художников европейского авангарда: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже и Жоржа Брака.

Первая выставка в рамках проекта, уточняет БЕЛТА, была посвящена три года назад портретной живописи и вызвала повышенный интерес. В 2018 году зрителям было предложено окунуться в пейзажную лирику мастеров кисти. И вот уже очередная встреча с полотнами живописцев интригует увлекательным погружением в жанр натюрморта.

Кстати, тематической платформой для этого выбрана культовая серия картин близкого друга Шагала, одного из основателей кубизма - Жоржа Брака "Мастерская", сочетающая интерьер, натюрморт и философскую сюжетно-тематическую композицию. Почему именно к творчеству Брака обратились организаторы вернисажа не сложно понять, если вспомнить хотя бы крылатую фразу Аполлинера, который утверждал, что "Перламутр его живописи расцвечивается разумом".

Во время гитлеровской оккупации Франции Брак пишет собственную мастерскую, и эта тема до середины пятидесятых годов прошлого столетия осталась некой доминантой в его творчестве. Художник создал серию картин, которую эксперты справедливо считают новым типом натюрмортов, обогащенных атрибутами искусства и размещенных на обширных пространствах, в связи с чем приобретающих свойство монументальности.

Правда, заданная тема, пояснили в центре Шагала, "не ограничивает участников выставки ни по сюжету, ни по стилистике работ. Это скорее повод для вдохновения и "исторический фон", напоминание об одном из этапов развития жанров в изобразительном искусстве. Ведь мастерская художника - это место, где преобладают творческое мышление и свободный дух. Каждый участник выставки при подготовке работ мог как продолжить поиск своего образа творчества, так и обратиться к традиционному жанру и представить натюрморт".

Свои работы в проекте представили более трех десятков живописцев из Витебска, Минска, Барановичей, Полоцка и Орши. Кроме того, виртуально участвуют в вернисаже и около десяти художников из России, Израиля и Латвии. Их работы сегодня были представлены в ходе видеопрезентации.

Познакомиться с выставкой можно до 11 октября.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.