Предлагаю начать с блицопроса. Как вы относитесь к хлестким высказываниям о юридическом образовании? Осуждаете?
Игорь Барциц: Нет, отношусь с пониманием. Ведь эти высказывания принадлежат коллегам, посвятившим свою жизнь юридическому образованию, людям небезразличным и сопереживающим. Другой вопрос, ЧТО при этом вкладывается в дискуссию и с какими целями в нее вступают.
Можно ли научить праву в университете? И можно ли выучить право в университете?
Игорь Барциц: Нет, нельзя. Право - чрезвычайно сложная субстанция, чтобы ему научиться или его выучить. Университет призван сформировать у молодого человека правовое мышление и привить вкус к познанию права.
Мешает ли юридическому образованию Болонский процесс с его четырехлетним бакалавриатом?
Игорь Барциц: Нет, не мешает. Ведь "бакалавриат" и "магистратура" - лишь названия уровней образования. Вопрос не в том, соглашается ли та или иная страна с таким разделением, а в содержании программ и их месте в системе профессиональной подготовки.
В таком случае должно ли юридическое образование быть максимально практико-ориентированным?
Игорь Барциц: Нет, не должно. Максимальная практико-ориентированность чревата тем, что к моменту окончания университетских программ, сдачи квалификационных экзаменов и получения права на профессиональную деятельность практика, на которую так старательно ориентировался университет, будет уже совершенно иной.
Есть ли будущее у юридического образования как единой универсальной модели?
Игорь Барциц: Нет, у единых универсальных моделей чего бы то ни было в современном обществе будущего нет.
Не скрою, что на все свои пять ключевых вопросов я ожидал получить иные ответы - утвердительные. Воспользуемся этим разрывом между ожиданиями и ответами. Пройдемся по пунктам. Вас не коробит, когда правовое образование обзывают "факультетом ненужных вещей"?
Игорь Барциц: На мой взгляд, сама отсылка к названию романа Юрия Домбровского, написанного на рубеже шестидесятых-семидесятых годов XX века, - из серии "ради красного словца". Уверен, что люди, применяющие ее сегодня к юридическим факультетам, не считают "ненужными" вещами право и правопорядок, закон и законность, правосудие и справедливость. Более того, болезненные и яркие переломы в общественной жизни всегда сопровождаются не только потребностью в урегулировании значительного числа новых общественных отношений, но и переосмыслением меры и степени правового воздействия. Причем эти переломы далеко не всегда связаны с революциями или политическими ситуациями. Достаточно привести в пример длящуюся пандемию, чтобы осознать: впереди серьезные изменения в правовом регулировании целого ряд сфер общественных отношений. Не дожидаясь завершения пандемии, необходимо отразить в праве все те изменения, которые де-факто были введены в условиях борьбы с ней. В частности: а) надлежит дать четкое правовое регулирование механизмов оказания онлайн-услуг и защиты авторских прав; б) прописать новые алгоритмы доверия к контрагентам, которые обеспечивают и сопровождают онлайн-процессы; в) определить систему защиты финансовых платежей, правил электронного сопровождения, защиты цифровых профилей; г) выработать баланс личной свободы и общественной безопасности при применении цифровых технологий, моделей отслеживания и контроля; д) уточнить статус цифровых платформ и порядок их использования. И, что особенно важно, определить меры защиты права на честную информацию и меры ответственности за фейк. Это лишь самый поверхностный перечень задач, решение которых предстоит найти юристам.
Если же и прибегать к методам литературных аллюзий, существенно более волнующей является живучесть в современном взгляде на юридическое образование тезиса, вложенного Александром Фадеевым в первой редакции романа "Молодая гвардия" в уста Жоры Арутюнянца: "Все-таки глупо, например, быть защитником на нашем суде… например, помнишь, на процессе сволочей-вредителей? Я все время думаю про защитников. Вот глупое у них положение, а?... Лучше всего - обвинителем… Помнишь, Вышинский? Здорово!". Нам чрезвычайно важно иметь защиту от "синдрома Вышинского", продлить действие прививки от сталинизма. Тот же Фадеев словами Ивана Земнухова дает очень правильное, на мой взгляд, раскрытие содержания юридического образования: "юридическое образование таково, что оно дает знания в науках, необходимых писателю, - в области наук общественных, истории, права, литературы".
То есть Александру Фадееву принадлежит открытие - применить образовательный формат Liberal Arts в подготовке юристов? Вы искренне полагаете, что изучение литературы полезно на юридических факультетах?
Игорь Барциц: Применение формата Liberal Arts предполагает развитие у студентов общекультурных компетенций и эрудиции: великие книги, актуальные мировые проблемы, обзорный курс по истории, искусствознание, естественное научное познание, урбанистика и т.д. При этом важно, чтобы все вышеуказанные направления имели правовую направленность. Это несложно. Например, вся мировая литература, в том числе дамские романы, если убрать из них мелодраматический флер, не что иное, как изложение юридических кейсов. Вычленение юридической составляющей из литературных произведений, анализ правовой базы времени и места действия, применимость к сюжетам законодательства различных эпох и стран - действенный способ формирования правового мышления. Анализ с правовой точки зрения сюжета романа А. Дюма "Учитель фехтования" или новеллы Пр. Мериме "Маттео Фальконе" (специально в качестве примеров приведены весьма скромные по масштабам произведения) можно использовать для изучения правовых систем Российской империи и… а вот здесь студенту придется посмотреть, кому принадлежала Корсика в рассматриваемый период, какое право действовало на острове и т.п. Я привел эти два произведения в качестве примеров не случайно: в далеком уже 1985 году, будучи первокурсником Ростовского государственного университета, именно эти кейсы я получил в виде задания в рамках курса истории государства и права зарубежных стран от профессора Эдуарда Викторовича Лисневского.
Но ведь юридические факультеты готовят не писателей, а юристов во всем их многообразии: судей, следователей, прокуроров, работников полиции (язык по-прежнему не поворачивается назвать их полицейскими), адвокатов, криминалистов.
Игорь Барциц: Вы совершенно правы, говоря о многообразии правовой профессии, но все категории, которые были перечислены, относятся лишь к одному из как минимум четырех различных направлений правовой деятельности - раскрыты профессиональные роли юристов в системе правоохраны и правосудия. Юридическое образование призвано готовить кадры не только для системы правоохраны, но и для экономики, финансового и банковского секторов, государственных и частных корпораций, международных связей, участия в международном сотрудничестве и международном бизнесе, для защиты интересов государства, бизнеса, граждан в международных организациях и судебных инстанциях, для политики и государственного управления.
В папке перспективных проектов юридических программ в рамках Российско-французского университета ждет своей очереди предложение французских партнеров с факультета права и политических наук Университета Ниццы разработать элитарную программу подготовки юристов "Философия права". Не скрою, у меня нет уверенности в ее привлекательности для современных абитуриентов, что не отрицает моего принципиального согласия с тезисом: если студент освоит философию права, изучит пару иностранных языков, поднимается на уровень осознания особенностей функционирования различных правовых систем, то уж с оформлением протокола дознания или иными практическими действиями в случае возникшей профессиональной или жизненной необходимости он справится.
Что касается лавров первооткрывателя формата Liberal Arts в юридическом образовании, возложенных вами на Александра Фадеева, то раскрою секрет: пусть и с некоторым опозданием - почти на 75 лет - но Президентская Академия разрабатывает новую программу именно с таким названием "Юриспрудения - Legal Liberal Arts". Неофициальным девизом ее разработчиков служит убеждение: "Юрист - не подставка под планшет!"
В каком смысле - "не подставка"?
Игорь Барциц: В современном обществе умение юриста найти закон, бывший ключевым на протяжении истории, теряет свою ценность. В условиях всеобщего доступа к законодательным базам данных, образцам контрактов юрист уже не может предложить и продать себя как проводник в мир параграфов и статей. Любой клиент может это сделать сам. Предназначение юриста - не в том, чтобы найти право, а в том, чтобы его правильно (то есть в интересах клиента) истолковать. Этим клиентом может быть государство или его институт, транснациональная корпорация или индивидуальный предприниматель, подозреваемый в применении допинга безвинный спортсмен или ребенок. Поэтому наряду с базовыми дисциплинами и изучением отраслей права современная юридическая программа должна давать студенту выбор одной из четырех специализаций - академическая юриспруденция, корпоративная юриспруденция, глобальная юриспруденция, правоохранительная юриспруденция. Обязательным должно стать освоение четырех направлений главных навыков юристов по концепции IRAC (issues, rule, application, conclusion):
Правовой анализ - Legal Issues: выявление правовых проблем в различных фактических ситуациях, в американском образовании это Legal Issues spoting; ratio decedendi - установление причины принятия решения, если речь идет о судебных актах. Фактически специализированное юридическое чтение.
Правовые исследования - Legal Research. "Найди право" - то есть выявление и анализ правовой информации для принятия юридических решений. Этот пункт логично вытекает из предыдущего, т.е. необходимо проанализировать ситуацию и обосновать свое решение по ней, исследовав различные юридические источники и точки зрения, дав юридическое толкование.
Юридическое письмо - Legal Writing. Это способность юридически верно изложить свое решение на бумаге письменно с точки зрения формальной логики, правил русского и русского юридического языка и юридической аргументации. Финальное воплощение - юридическое консультирование. Расширенная компетенция - судоговорение, судебная или юридическая риторика. Особая составляющая - профессиональный (юридический) английский язык.
Юридические автоматизированные технологии - Legal Тech. Речь идет об умении пользоваться современными цифровыми правовыми инструментами, информационно-технологическом обеспечении. Расширенный навык - ставить задачи по автоматизации и информатизации процесса и принимать в них участие.
Вас не смущает обилие иностранных терминов? Все-таки речь идет о подготовке российских юристов для российской правовой системы. Или это еще одно следствие Болонского процесса?
Игорь Барциц: Отнюдь. Вопреки представлениям о косности, консерватизме и национальной замкнутости, юриспруденция - глобальная профессия. Развитие юридического образования в России находится в русле общемировых тенденций. Более того, звучащая в разных странах критика в адрес их национальных систем подготовки кадров весьма схожа с фразами, упомянутыми нами в начале беседы. Речь идет о необходимости найти принципы примирения между исследовательским и практико-ориентированным юридическим образованием. В самой извечной критике юридического образования нет ничего ни нового, ни предосудительного. Так, в вышедшей в 1839 году в Париже книге "Юридическое образование во Франции и реформы, в которых оно нуждается" констатировалось, что образование является "слишком поверхностным, неполным, устаревшим", "юридическому образованию не хватает практической составляющей; между учреждением подготовки юристов и адвокатской конторой, между общей теорией и деловой практикой сегодня существует пропасть". Ни во Франции, ни в России за 180 лет эта пропасть не уменьшилась. Виноват ли в этом Болонский процесс? Ни в коей мере. Дело не в том, что четыре года для подготовки юриста мало, а пять лет - в самый раз. Суть в ином: общепризнанной мировой тенденций становится распад некогда единой системы юридического образования на различные профессии. Согласитесь, что тип правового мышления и образ жизни юриста в прокуратуре, юриста в транснациональном банке или юриста на высокой государственной должности существенно отличаются. Причем различие не по шкале "лучше-хуже": каждый тип мышления и каждый образ жизни не хуже и не лучше другого. Они просто разные.
Эрудиция и правовое мышление, безусловно, важны. Но обществу нужны профессионалы, которые знают право, умеют им воспользоваться. Если у нас не будет практико-ориентированных университетских программ и не будет единой универсальной подготовки юристов, то где будут готовиться профессиональные юристы?
Игорь Барциц: Конечно, в университетах. Больше негде. Известный афоризм Уинстона Черчилля про демократию применительно к университетам может звучать так: "Университеты - худшая форма подготовки юристов, но другие еще хуже". Не буду поддерживать давнюю тяжбу, где лучше готовили и готовят юристов - в университетах или ведомственных вузах. Ответ различен и очевиден в зависимости от того, по какой шкале оценивать качество новобранцев юридического корпуса. Суть не в этой набившей оскомину дискуссии, а в том, что система подготовки юристов не сопровождается полномасштабной системой проверки качества выпускников. Несмотря на формирование систем квалификационных экзаменов для допуска в ту или иную правовую корпорацию, эти механизмы не стали пока полномасштабной "защитой от дурака".
Если коротко, что такое юридическое образование?
Игорь Барциц: Университетское юридическое образование - это способность мыслить правовым образом. Время, которое человек проводит в университете, - это время наполнения себя знаниями. Как-то мне довелось услышать, что одна из самых престижных программ в одном из колледжей Оксфорда - теология. Если студент разберется в теологии, то с финансовыми операциями на фондовом рынке он справится без труда. Думаю, не обошлось без преувеличения. Но готов с этим подходом согласиться. Умение заполнить контракт или иной технологический навык осваивается за полчаса (в худшем случае), а вот чтобы изучить иностранный язык или освоить образы юридического (экономического, управленческого и т.п.) мышления, нужны годы. Прежде всего и в том числе университетские годы… Жаль, что вряд ли я уже выучу французский язык…. А Zoom включать я научился за пару минут.
Игорь Барциц - директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, действительный государственный советник 3 класса, лауреат премии правительства в области образования. В 2018 году был признан юристом года в номинации "Юридическое образование и воспитание". Автор книг и учебников по государственному управлению, административному и конституционному праву.