Максим Никулин - о том, как цирки выживают в пандемию

Роман Щербенков
С 15 мая в Минске открывается новая цирковая программа Белгосцирка и Московского цирка Никулина на Цветном бульваре "Почти серьезно", посвященная 100-летию со дня рождения Юрия Никулина. Цирк должен меняться, быть готовым к работе в условиях продолжающейся пандемии, но сохранить все, за что мы его любим с детства, уверен Максим Никулин - директор и худрук Московского цирка Никулина на Цветном бульваре, сын народного артиста СССР Юрия Никулина.

Максим Юрьевич, каково это было - повесить замок на двери цирка почти на год из-за локдауна?

Максим Никулин: Это сложно. Проще всего, наверное, было животным, для них изменилось немногое. Не стало спектаклей, но сохранились репетиции. Животных поддерживали в форме, кормили, поили.

А людям пришлось непросто. Зрители лишись удовольствия посещения цирка. Артисты - удовольствия общения со зрителями. Руководство цирка тоже пребывало в растерянности, тогда было непонятно, что будет, и сейчас полного понимания нет.

Обидно, что была приостановлена программа, которую мы долго готовили, пригласив итальянского режиссера и европейских артистов. Кстати, все зарубежные артисты пережили начало пандемии в России. Вы же помните, какая ситуация была в Италии. Мы предложили выбор - вернуться домой или остаться здесь. Они попросили оставить их в России на любых наших условиях, только кормить животных. Но это даже не обсуждалось. Некоторые артисты переболели, не в тяжелой форме.

Сейчас наша задача планирование и развитие, даже в непростых условиях. Мы, как и многие, за время локдауна потеряли большие деньги.

Какие?

Максим Никулин: Примерно 300-350 миллионов рублей. Это только прямые убытки. О финансовой катастрофе речи, конечно, нет. Но сумма все равно огромная, так как мы хотели потратить деньги на подготовку юбилейного года Юрия Владимировича Никулина (народный артист СССР Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 г., на 2021 год была запланирована большая программа мероприятий, приуроченных к 100-летию с его рождения - Прим. ред.). Планы пришлось скорректировать.

Правительство России выделяло средства на поддержку зоопарков, цирков и других организаций, которые работают с животными и лишились доходов из-за простоя в пандемию. Вам помогли?

Максим Никулин: Правительство Москвы выделило грант мэра - 100 миллионов рублей. Определенную сумму выделил и Департамент по культуре Москвы. Большое спасибо за поддержку.

Всех убытков это не покроет, но мы понимаем, какие потери понесла вся страна, российская экономика, поэтому грех жаловаться.

К тому же цирк не относится к жизненно важным отраслям.

Максим Никулин: Считаю, что относится. Даже во время войны продолжали кормить цирковых животных, когда людям еды не хватало. Покупали мясо для хищников. Цирк был важен для народа, тем более, в тяжелые годы.

Цирк - это место, где цепляешь оптимизм. В непростые 90-е люди ходили в цирк, чтобы на пару часов забыть о том, что происходит за его стенами. Атмосфера праздника, красивые люди, красивые костюмы, животные, музыка, смех - цирк возвращает нас в детство. Когда человек чувствует это, понимает, что все не так плохо.

В мире есть всего два сильнейших цирка со своими школами - русский и китайский. У китайцев уклон в акробатику, у нас - в дрессировку животных

Как цирку разрешили работать сейчас, и будут ли повышаться цены на билеты, чтобы компенсировать выпавшие доходы?

Максим Никулин: Нам разрешили работать, как и всем, при 50-процентной заполняемости зала. Хотя, смотрю по телевизору - некоторые залы битком набиты. Но мы будем соблюдать правила. Я могу продать подряд до шести билетов - на семью, далее пустое место.

Стоимость билетов повышать не будем. Но постараемся в первую очередь продавать билеты по высокой цене. Это места в первых рядах за 3-5 тысяч рублей.

Цирк считается безубыточным при 60-процентной заполняемости зала. От этой точки начинается чистая прибыль. Понятно, что в данной ситуации приходится зарабатывать дополнительно. Кое-что придумываем, мелочь, конечно, но на жизнь хватает. Некоторые мои коллеги вообще были вынуждены закрыться и возможно не смогут вернуться к работе в прежнем статусе.

Посоветуйте им как заработать и быстрее прийти в форму.

Максим Никулин: Здесь нет бинома Ньютона. Надо выживать, учиться лавировать, придумывать что-то не связанное напрямую с цирком. Корпоративы, дни рождения, другие мероприятия - то, что может финансово подпитывать артистов.

Диверсификация.

Максим Никулин: Если хотите.

Ну да, а что остается делать?

Максим Никулин: Ничего. Еще можно немножко шить.

Планируете ли прививать животных против ковид-19? Сейчас зарегистрирована вакцина для животных российского производства.

Максим Никулин: Эти вопросы у нас мониторит ветеринарная служба. Но я ни разу не слышал серьезной информации о болезни или возможности переноса инфекции цирковым животным.

Сам сделаю прививку, потому что много езжу.

Балаган вместо цирка

В одном из интервью вы говорили, что цирк выпал из обоймы наших экспортных продуктов. Почему?

Максим Никулин: Могу только предполагать. Слово "цирк" все чаще используют в негативном контексте: "Что ты тут цирк устроил, клоуна из себя корчишь...".

Кроме того, стало много халтуры и подделок. Не в цирке, а среди тех, кто самовольно им назвался, в некоторых передвижных шапито, например. Мне присылают из других городов афиши, где рекламируется якобы цирк Никулина. Доходит до абсурда, пишут на афише: "Цирк Никулина на Цветном бульваре! Самая знаменитая лилипутка Сибири Лола!". Приезжаешь смотреть, там стоит драная палатка.

Людей этих жалко, они больше ничего не умеют. Но жульничать не надо. В том числе, такое жульничество дискредитировало цирк, превратив его в балаган.

Передвижные цирки и зоопарки предлагали запретить.

Максим Никулин: У нас любят запрещать, но запреты ни к чему хорошему не приводят.

Теоретически есть нормативная база для регулирования этой сферы, но ее надо совершенствовать. Любой цирк и передвижной тоже должен иметь лицензию, а также гастрольный лист, который необходимо заверять в администрации города или района.

К сожалению, часто документы показывают заранее, дают деньги и через два дня уезжают. Спроса нет никакого.

Владельцы любых цирков должны до 1 января 2022 года получить лицензии, без которых они не смогут работать.

Максим Никулин: Положение о лицензировании направлено на совершенствование условий содержания животных, то есть, это имеет отношение больше к ветеринарии, чем к экономике.

И есть немало примеров того, как благие намерения превращались в противоположность или в кормушку для тех, кто лицензирует и выдает разрешительные бумаги.

Это не только российская проблема. Владельцы цирков в Европе, где, кстати, почти все цирки передвижные тоже жалуются на лицензирование. Они не понимают, почему, например, дрессировщик в четвертом поколении должен доказывать свою квалификацию пожарному или заместителю мэра по социальным вопросам. Например, есть требование, что водитель машины, перевозящий животных, должен иметь лицензию дрессировщика. Кроме того, он должен проезжать не более 20 километров в день со скоростью 50 км в час, иначе не гуманно. Получается, с севера Италии до Франции нужно ехать месяц и все это время держать животных в машинах. Это гуманно?

Не понимаю, почему зоозащитникам позволяют диктовать абсурдные правила в цирке. Если им жаль, что гибнут краснокнижные животные, вымирают тигры, уничтожаются киты и дельфины, пусть обратят внимание на рынок нелегальной торговли животными. Но туда особо не суются, потому что можно получить по башке или пулю поймать. А в цирке люди безобидные, поэтому нас пытаются воспитывать.

Медведь опасней льва

Более 45 государств в мире частично или полностью законодательно запретили использовать животных в цирке из гуманных соображений. Как вам это?

Максим Никулин: Если в России примут такой нормативный акт, я, как человек законопослушный, буду обязан ему следовать.

Но по мере того, как это будет обсуждаться и муссироваться, я молчать не буду. Постараюсь убедить, что это не совсем правильно.

Существует мнение, что есть только два эффективных метода дрессировки - битье и голод.

Максим Никулин: Не бывает только черного и только белого. Более того, чем выше квалификация дрессировщика, тем меньше он прибегает к жестким мерам дрессуры. Талант дрессировщика не в том, чтобы заставить животное сделать трюк. Животное не такое разумное существо, как человек. И заставить его что-то сделать крайне сложно. Можно сломать, но тогда такое животное будет не интересно ни дрессировщику, ни зрителю.

Поэтому высший пилотаж в дрессуре - разглядеть еще в маленьком животном его способности и их развить. Причем это делается в игровой форме.

Мне кажется, что человек, который даже из гуманных, как ему кажется, соображений держит в однокомнатной квартире пять собак и восемь кошек, более жесток, пусть неосознанно, чем дрессировщик.

А как относиться к недоумкам, которые берут бойцовых собак, их жестоко натаскивают, чтобы они рвали людей?

А к тому, что люди заводят животных, которые генетически не приспособлены к жизни в квартире, в ограниченном пространстве?

А к приютам, в которых условия содержания далеки от идеальных, мягко говоря?

Этим надо заниматься. А в цирк лезть не нужно, здесь все налажено.

Есть животные, вообще не поддающиеся дрессировке?

Максим Никулин: У нас редко, а в Европе можно увидеть жирафа в цирке. Смешно, когда пишут "дрессированный жираф". Вся дрессура сводится к тому, что жираф обходит манеж, и зрители кормят его бананами. И вот он шею наклоняет, глаза огромные, язык лиловый, рожки - интересно. Но над жирафом никто не издевается, он просто ходит.

Какое животное самое опасное и непредсказуемое в цирке?

Максим Никулин: Медведь. Он опаснее льва. Дрессировщики говорят, что видят агрессию за несколько минут до нападения льва - он прячет глаза, прижимает хвост. Есть множество признаков, по которым можно определить возможный конфликт и его пресечь. Самый эффективный способ - дистанция. Хищник нападает, когда человек близко к нему подходит.

А медведь непредсказуем. Глазки маленькие, движения однообразные. Почти у всех медвежатников сдвинуты позвонки. Медведь может внезапно обхватить, и затрещат кости. Может просто неожиданно махнуть лапой и нанести увечья. Однажды на гастролях в Японии, медведица не ударила, а просто отмахнулась от дрессировщика. Потом он говорил, что хорошо рубашка была красная, зрители крови не увидели.

Звери нападают по разным причинам. В основном, от испуга. Может застрять в сетке коготь или еще что-то... Совпадение нескольких причин может спровоцировать серьезный конфликт. Почти все дрессировщики покусаны, порваны, поломаны.

Люди Икс

Что заставляет людей работать с хищниками?

Максим Никулин: Я цирковой, но не артист. Не знаю, что движет этой особой породой.

Сложно работать с такими людьми?

Максим Никулин: Дрессировщик - вожак стаи, сильная личность. А с личностью всегда непросто, тем более в цирке, где все звезды. Но это не звездная болезнь, а другое. Здесь не шоу-бизнес. Здесь артисты заставляют себя каждый день делать то, что не свойственно ординарным людям. И зрители хотят в цирк посмотреть на тех, кто достиг сверхвозможного, причем не от "безбашенности" или желания что-то кому-то доказать. Что-то другое ими движет. Это "люди икс".

Несколько лет назад во время репетиции у нас воздушные гимнасты упали на лед, который лежал на манеже (инцидент с гимнастами Юлией и Александром Волковыми произошел в 2009 году - Прим. ред). Слава Богу, так совпало, что в это время должна была пройти международная конференция врачей, ее организовывали мои друзья. Одновременно в цирке находились человек 15 реаниматологов. Американский профессор моих гимнастов реанимировал пока ехала "скорая", а все остальные давали указание бригаде - какое взять оборудование, как готовить операционную.

Гимнастов привезли в НИИ Склифосовского, Юля была без сознания, а Саша в сознании. И вот их везут в операционную, и Саша спрашивает врача: доктор, когда я смогу работать? Он говорит: ты думай, сможешь ли ты ходить когда-нибудь ходить... Спустя некоторое время, они снова полезли наверх, откуда упали.

Есть разница между артистами театра и артистами цирка. Театральный артист скажет: мы отыграли два спектакля. А цирковой: мы отработали.

Интересно, как Юрий Владимирович Никулин оценивал это. Он тоже считал кино игрой, а цирк работой?

Максим Никулин: Для него это было одинаково серьезно. Да, кино сделало его известным и популярным, тираж другой. Но главным был цирк. В том числе поэтому, у него, наверное, не было проигрышных киноролей. Основная работа давала возможность выбирать. Отцу в лучшие, пиковые годы приходило 10-12 сценариев в неделю. И он их читал, потом читала мама, читал я, мы обсуждали. И он решал.

Но однажды позвонил выпускник ВГИКА и попросил сняться в дипломном фильме. Отец согласился сделать это бесплатно.

А было такое, что цирк ему мешал?

Максим Никулин: Не цирк, скорее, случай. Например, сценарий для фильма "Берегись автомобиля" специально писали под Никулина. Его утвердили на роль. Отец даже научился ради этого машину водить. Однако из-за намечающихся гастролей в Японию цирк отца не отпустил. И на роль взяли Иннокентия Смоктуновского.

Как он к этому отнесся?

Максим Никулин: С сожалением. Обидно было. Мама, кстати, тоже тогда выучилась водить автомобиль. Потом под это дело машину купили, права-то есть.

Юрий Куклачев считает, что артист - визитная карточка нации. Есть в России сейчас такие цирковые артисты, которых можно было бы назвать визитной карточкой нации, которых вообще хорошо знала бы сама нация?

Максим Никулин: В мире есть всего два национальных сильнейших цирка со своими школами - русский и китайский. У китайцев с уклоном в акробатику, у нас - в дрессировку животных. Во многом цирк и в Китае, и в России достиг таких высот из-за тоталитарной системы, которая, в том числе, создавала для себя бренды. Не на пустом месте, конечно. За этим стояли долгие и серьезные тренировки.

И раньше, когда брендированием занималось государство, работало целое Бюро пропаганды советского циркового искусства. Выходил журнал "Советский цирк". Про цирковых артистов снимали фильмы художественные - "Полосатый рейс", "Укротительница тигров" и документальные - "Необыкновенный отель", "Юрий Никулин", "Солнце в авоське". Это делалось по плану, и была целая структура, которая его реализовывала. Сегодня государство брендированием цирка почти не занимается.

Тем не менее бренды есть - братья Запашные, Анатолий Сокол с его шоу огня, воды и света, молодой интересный артист-клоун Владимир Дерябкин и другие.

А вообще цирк - это серьезный политический инструмент, не все это сейчас понимают.

Это как?

Максим Никулин: Мы всегда дарили первый спектакль городу, в который приезжали. Просто отдавали целую билетную книжку - для ветеранов, малоимущих и других категорий зрителей. Но бывало и так, что приезжаешь, а перед тобой сидит чиновник, которому все "по барабану". И тогда я задавал вопрос, который срабатывал на сто процентов. Спрашивал, извините, а когда у вас выборы? Мне - а что? - Да ничего, вы поймите, что весь ваш электорат не в филармонии и не в театре, он у нас в цирке. Поэтому вы можете сказать людям: ребята, такие сейчас времена песьи, что не могу я сделать вашу жизнь богаче, но могу сделать ее немножко ярче, поэтому пригласил для вас лучший цирк страны.

Помню, были выборы мэра Стамбула, и он туда пригласил цирк из России на месяц, с бесплатными билетами. За него проголосовали 98 процентов избирателей. Не только из-за цирка, но и из-за цирка тоже.

Ключ к сердцу зрителя

Вам не кажется, что цирк, возвращаясь к вашей же фразе, выпал из обоймы экспортных продуктов в том числе из-за жесточайшей конкуренции, которая сейчас идет между направлениями массового искусства. Телевидение, передачи развлекательные интерактивные, даже театр стал интерактивным. И все это доступно. Кинотеатр есть в каждом большом торговом центре.

Максим Никулин: А в цирке две тысячи зрителей, больше чем в зале кинотеатра. Цирк самая честная вещь. Люди устают от сидения в Интернете, от "фотошопов", от спецэффектов. Я всегда говорю, что по канату "под фанеру" не пройдешь и тройной сальто-мортале не сделаешь. Кроме того, цирк - уникальное пространство, где, подняв глаза от арены, можно увидеть лицо зрителя, сидящего напротив вас, обменяться эмоциями.

Тем не менее, чем сейчас, во время невероятного ассортимента, который предоставляет гипермаркет впечатлений, можно зацепить и удержать внимание зрителя? Имею в виду не только цирк, но ключевые направления массового искусства - кинематограф, театр. Это касается даже журналистики и социальных сетей. Возьмем те же соцсети. Казалось бы, кто-то делает вдумчивый, интеллектуальный контент, а подписчиков мало. А кто-то - ерунду и полчища фанатов. В чем формула успеха - в таланте или в технологиях?

Максим Никулин: Формула успеха - и в таланте, и в технологиях, и в способностях.

Но ключ, открывающий сердца зрителей, это драматургия.

Все меняется. И подход к цирку тоже. Меня недавно спросили, почему сейчас в цирке нет анонсов демонстрации рекордных трюков. Раньше шло объявление, затем барабанная дробь и после - трюк. Но цирк - искусство. Сравним с Большим театром. Представьте, вы смотрите "Жизель". Вдруг, замолкает оркестр, выходит человек в черном костюме и говорит: а сейчас солистка нашей труппы, прима такая-то исполнит рекордное количество фуэте. Барабанная дробь и она крутит фуэте. Считайте! Смешно, да?

Поэтому мы постепенно от этого отходим, движемся к большей театрализации циркового процесса. Это уже не просто акробат или лирическая пара, это люди, которые рассказывают свою историю. Историю любви, надежды, вражды, отчаяния, историю взаимоотношений, за которой вы наблюдаете. И они силой своего жанра делятся со зрителем. Однако это не должна быть сильно мудреная или тяжелая история, потому что в цирк люди приходят за другим. Но история может быть и серьезной, и философской.

Леонид Енгибаров не был смешным клоуном и не вызывал гомерического хохота, как Никулин, Шуйдин или Попов. Енгибарова называли клоуном с осенью в сердце, он заставлял людей думать. Это совершенно другая история, но это тоже цирк.

Зритель стал более искушенным, и он понимает, что такое хорошо и сложно. Но даже если гимнаст делает, грубо говоря, пять сальто-мортале, но не умеет рассказывать свою историю, он будет не интересен зрителю.

Программа к 100-летию Юрия Никулина в Минске

С какими цирками на постсоветском пространстве вы поддерживаете связи?

Максим Никулин: Дружим почти со всеми цирками. Например, у нас очень тесные и интересные связи с белорусскими коллегами, с Белорусским государственным цирком в Минске. Наши артисты регулярно там работают.

В мае в минском цирке стартует программа, посвященная столетию Юрия Никулина. Ставит ее Мурад Абдуллаев, деятель цирка, режиссер, артист в прошлом. Сейчас он занимается продюссированием. Я обязательно полечу на премьеру.

Как долго будет идти программа в Минске?

Максим Никулин: В течение года. В Беларуси вообще очень любят цирк. Там их всего два - в Минске и в Гомеле. В Минске построили новый цирк. Роскошный! Даже слишком, с моей точки зрения. Старое здание почти сломали и возвели новое. Я был на открытии. Огромные коридоры, высокие потолки. Я, как хозяйственник, сразу думаю о том, как это содержать, отапливать, мыть.

С административной точки зрения что должно быть в цирке на высшем уровне?

Максим Никулин: Все. Однако цирк - это своеобразный организм, которым не нужно руководить. Я называюсь в штатном расписании - генеральным директором, художественным руководителем цирка. Но как я могу всем этим художественно руководить, не являясь режиссером, композитором, балетмейстером. Это все равно, если бы я стоял за плечом композитора, когда он пишет произведение и говорил ему: вот здесь не си, а си-бемоль надо. Ерунда же. Зачем я буду учить профи, команду - одну из лучших в мире, если не лучшую.

Наш коллектив - отлаженный механизм, как дорогие швейцарские часы. За ними нужно посматривать только - почистить, полировать чуть-чуть, ремешок поменять, если нужно.

А вот еще вопрос, он печальный, но осмысленный. Как думаете, зачем на корабле нужен капитан? Плывет корабль. Кок варит кашу на камбузе, матросы драят палубу, штурман прокладывает курс, рулевой стоит на вахте, кто-то наверху кричит "земля"...

Капитан говорит, куда плыть?

Максим Никулин: Курс прокладывает штурман, ведет судно лоцман.

Капитан нужен на случай катастрофы. Он будет отвечать за все.

Кто-то должен сойти последним с корабля, если случится катастрофа.

Максим Никулин: Да, сойти последним. Или остаться - и так бывает.

Досье

Максим Юрьевич Никулин - генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Журналист и телеведущий. Единственный сын народного артиста СССР Юрия Никулина.

Родился 15 ноября 1956 года.

В 11 лет снялся в фильме "Бриллиантовая рука", в котором главную роль играл его отец.

В 1981 году окончил факультет журналистики МГУ.

С 1974 года - корреспондент газеты "Московский комсомолец".

С 1976 года работал в "Последних известиях" Главной редакции всесоюзной радиостанции "Маяк".

С 1986 года работал на Центральном телевидении, в редакции информации, в программе "Время", был ведущим программы "Утро".

С 1993 года работал в Московском цирке на Цветном бульваре в должности директора-распорядителя.

В августе 1997 года после смерти отца занял его место, став гендиректором и художественным руководителем.

В 2000-2003 годах вел программу "Мой цирк" на канале "Культура".

В 2003-2004 годах вел программу о цирке "Форганг" на Первом канале.

У Максима Никулина двое сыновей и одна дочь.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться