02.06.2021 03:16
    Поделиться

    В Киргизии запустят проект по очистке побережья и дна Иссык-Куля

    Акипресс
    В КР запускают специальную программу по очистке побережья и акватории озера Иссык-Куль. Реализация пилотного проекта начнется в нескольких городах и регионах, в которых сосредоточено наибольшее количество пансионатов и домов отдыха. Мероприятия в рамках инициативы будут проходить больше года. Эксперты надеются, что за этот срок они успеют просчитать экономическую целесообразность для каждого звена процесса переработки, начиная от сбора мусора, его перевозки и заканчивая обретением отходами "второй жизни".

    Над и под водой

    Сегодня на дне Иссык-Куля можно найти, наверное, все, что угодно, - от останков и артефактов древних городищ до резиновых тапочек, использованных автомобильных шин и даже старой мебели. Причем современного "добра" в озере год от года становится все больше. Иногда мусор со дна достают, но количество поднятых на поверхность отходов бытовой деятельности человека несоизмеримо меньше того, что выбрасывается в озеро.

    - Дело в том, что очистка прибрежного дна проводится, но это, скорее, жест доброй воли волонтеров, чем конкретная государственная программа, - сказал глава общественного объединения "За чистый Иссык-Куль" Анвар Шамсутдинов. - В прошлом году нам удалось поработать основательно. В связи с пандемией и введением ограничений на въезд туристов было немного. Мы договорись с руководством биосферной территории "Иссык-Куль" о проведении совместной акции по очистке. Они нам помогли с топливом, а мы на себя взяли работы на глубине. Однако то, что этим занимаются волонтеры, не может считаться решением проблемы загрязнения озера. Подводная уборка мусора - процесс сложный. Это ведь не просто прогулка с аквалангом. Нужны обученные специалисты, имеющие значительный опыт погружения и достаточно длительного пребывания под водой. Работы на глубине сопряжены с повышенным риском для здоровья. Найти для этого "спецов" - задача трудная. Конечно, такие есть в МЧС, но их очень мало и у них своих дел полно. Еще одна сложность - отсутствие полноценной материальной базы в необходимом объеме, без нее ликвидировать все свалки на дне озера практически невозможно.

    Волонтеры убирают дно озера только в прибрежной зоне. Сколько мусора скопилось на больших глубинах и как его поднять, неизвестно никому.

    Настоящей катастрофой для водоема, а особенно его обитателей по-прежнему остаются синтетические сети китайского производства, которые километрами каждую неделю вытаскивают экологи. В 2019 году депутаты парламента даже предлагали ввести уголовную ответственность за их использование.

    - Эти сети прочные и не разлагаются в воде, - объяснял депутат Жыргалбек Турускулов. - В них попадают и гибнут рыба и водоплавающие птицы. Кроме того, рыбаки приноровились использовать в качестве опознавательных знаков на местах, где забрасывают сети, большие пластиковые бутылки. Во время шторма они отрываются. Часть их плавает на поверхности, другие опускаются на дно. И это все скапливается годами. Я сам опускался на глубину и видел, сколько в озере подобного мусора.

    По словам Жыргалбека Турускулова, правительство страны ранее инициировало принятие специального закона, запрещающего использование синтетических сетей при ловле рыбы, но тогда в документе не указали ответственность за это. Народные избранники пошли дальше. Они предложили штрафовать нарушителей. Сейчас законопроект проходит обсуждение в профильных комитетах парламента.

    Деньги на свалках

    Однако очистить дно и берег от мусора - это еще полдела. Не менее важно решить, куда его потом девать. К сожалению, от отходов, оставленных многочисленными туристами, владельцы пансионатов и домов отдыха избавляются простым способом - выбрасывают их на стихийные свалки. Так проще и дешевле. Ведь за перевозку и размещение мусора на специальном полигоне нужно платить.

    - Реализация проекта под названием "Таза Иссык-Куль" ("Чистый Иссык-Куль") началась в области еще и потому, что это курортная зона, а стало быть, экология здесь должна быть безупречной, - отметил консультант общественного фонда "Институт экологических исследований" Максим Каганер. - Главная цель программы - построение устойчивой системы сбора, сортировки и транспортировки твердых бытовых отходов (ТБО) для их последующей утилизации. Крайне необходимо установить, какой процент извлекаемого мусора можно переработать и как. Мы также надеемся определить генерацию ТБО по месяцам. Это позволит в дальнейшем просчитать производственную нагрузку на перерабатывающие предприятия. И, наконец, дать экономическую оценку эффективности мусоросборочной, сортировочной и перерабатывающей деятельности в регионе. Мы изучили мировой опыт и сделали вывод, что предлагаемый нами проект для Киргизии самый подходящий, исходя из того, что из-за ограниченности бюджета власти в ближайшее время вряд ли смогут уделить достаточно внимания "мусорной" проблеме.

    Между тем есть инвесторы, которые готовы вкладывать средства в такие проекты.

    Особое место в проекте отводится работе с местным населением. Причем это не просто разъяснительные мероприятия, в ходе которых будут рассказывать о том, почему загрязнение окружающей среды - это плохо. Речь как раз пойдет о том, насколько экономически выгоден для самих сельчан раздельный сбор мусора.

    Как считают эксперты "Таза Иссык-Куль", именно коммерческий подход к процессу станет в дальнейшем одним из главных механизмов, который поможет реализации проекта позитивно отразиться на экологической ситуации в регионе в целом.

    Правильный процесс

    Специалисты в области переработки мусора говорят, что сегодня в Иссык-Кульской области КР есть несколько типов отходов, правильная утилизация которых может не только приносить доходы населению, если грамотно организовать процесс, но и улучшить экологию.

    К ним относятся некоторые виды пластика (из него на одном из предприятий в столице КР изготавливают мебель), стекло, пищевые остатки, бумага и картон. Все это можно сдавать, но пока логистика - перевозка из Иссык-Кульской в Чуйскую область - делает весь процесс экономически нецелесообразным.

    - Какой смысл везти, к примеру, стекло из Иссык-Кульской области, если переработчики принимают его по два сома за кило? - спрашивает Максим Каганер. - Его просто выкидывают. Ученые подсчитали, что стекло в природных условиях разлагается больше тысячи лет. Поэтому одним из важных моментов, который оговаривается в нашем проекте, является подготовка соответствующего законопроекта, запрещающего использование на территории республики, к примеру, тех видов упаковки, которые нельзя переработать. Второй момент - сортировка в непосредственной близости от населенных пунктов. Причем это не должно быть копание на свалке. Необходимо подумать об открытии приемных пунктов вторсырья, утвердить расценки. Это направление, на мой взгляд, можно развивать на основе частно-государственного партнерства.

    Остается добавить, что в 2019 году предприятия коммунального хозяйства республики вывезли более одного миллиона тонн бытового мусора. В стране действуют 406 мусорных свалок. Общая масса мусора на свалках приближается к 17 миллионам тонн. Ежегодно этот объем только увеличивается.

    Поделиться