На МАКС впервые покажут модель сверхзвукового пассажирского самолета

Экспериментальное исследование модели пассажирского сверхзвуковика в аэродинамической трубе ЦАГИ. Фото: http://www.tsagi.ru/
Экспериментальное исследование модели пассажирского сверхзвуковика в аэродинамической трубе ЦАГИ. Фото: http://www.tsagi.ru/
Модель демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета (СГС) "Стриж" станет основным экспонатом Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского на авиасалоне МАКС-2021. Эта и другие инновационные разработки в области сверхзвуковой пассажирской авиации будут показаны на объединенной экспозиции организаций, входящих в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского".

Макет "Стрижа" отражает новейшие разработки российских ученых. Так, его компоновка обладает низким уровнем звукового удара при обеспечении высоких аэродинамических характеристик, устойчивости и управляемости во всем диапазоне режимов полета. Инновационная металло-композитная конструктивно-силовая схема создана с применением бионических принципов.

Как рассказывал ранее в интервью "РГ" генеральный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, традиционная конструктивная схема самолета имеет продольно-поперечный силовой набор. Остов самолета в виде балочных схем, на которые прикрепляется обшивка. Она обеспечивает прочность, жесткость, упругость конструкции, но при этом во многих случаях не оптимальна для веса. А вес для сверхзвукового самолета так же важен, как и для космического корабля. На 1 кг веса приходится 5-6 кг тяги! Вес - это самое важное. Если посмотрим на скелет птицы, то увидим неравномерную структуру: она работает в разных местах под разными нагрузками. Там, где сильные нагрузки, скелет прочнее, где меньше - послабее. Этот принцип получил название бионический, или природоподобный. В самолетостроении такие конструкции раньше широко не применялись. Только небольшие элементы.

Использование альтернативных материалов в конструкции СГС сулит неоспоримые преимущества по снижению веса воздушного судна и экономии топлива. Два макета конструктивно-силовой схемы - фрагментов носовой и закабинной частей перспективного воздушного судна - проиллюстрируют работу ученых ЦАГИ в этом направлении.

Поделиться