100 лет назад родилась лучшая женщина-истребитель Второй мировой войны

В августе 1943 года в воздушном бою над рекой Миус в Луганской области загорелся и рухнул на землю советский истребитель Як-1. Пилот погиб, но свидетелей не было, и летчика записали в "пропавшие без вести".
Осень 1942 года, слева направо: Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова. Из троих День Победы встретила только Мария.  Фото: РИА Новости www.ria.ru
Осень 1942 года, слева направо: Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова. Из троих День Победы встретила только Мария. Фото: РИА Новости www.ria.ru

В масштабах тяжелых боев, разгоревшихся на Миус-фронте, потеря одного самолета и его пилота были крохотным эпизодом великого сражения.

Могилу и останки того пилота нашли лишь спустя четверть века. Так из "пропавшего без вести" он стал "погибшим, выполняя боевое задание". Точнее - стала. Это была лейтенант Лидия Литвяк, совершившая 168 боевых вылетов, одержав 16 побед самостоятельно и в группе (сбивала Ме-109 и FW-190, Ю-87 и Ю-88, аэростат).

В историю Герой Советского Союза Лидия Литвяк вошла как самая результативная летчик-истребитель Второй мировой войны. При этом внешне - хрупкая блондинка, красавица, многие отмечают ее сходство с кинозвездой Валентиной Серовой.

Насколько сложно было в 1940-х женщине пилотировать боевой самолет и вести на нем бой? Для того, кто любит компьютерные авиасимуляторы, воздушный бой той войны - это красиво, азартно и увлекательно. Ну а как на самом деле? Идем на YouTube, вбиваем "Учебный фильм: управление самолетом Як-1, Як-7, Як-9". Снят в НИИ ВВС Красной Армии в 1943 году. 27 минут о том, как управлять краном самопуска, высотным корректором и АКБ, шприцем подачи бензина, заслонками водо- и маслорадиаторов, шагом винта, триммировать руль...

Устали от терминов? А между тем это я еще лишь по верхам пробежался.

Мы вообще понимаем, насколько умными и технически подготовленными должны были быть летчики той эпохи?

Москвичка Лидия Литвяк в 15 лет уже пилотировала У-2, и матчасть "яков" для нее было освоить не сложнее, чем для пилотов-мужчин. Но есть нюанс. 75 лет назад летчику нужно было еще иметь и хорошо накачанные бицепсы. Истребитель 1940-х - это механическое управление, все на тягах. Советские фронтовые пилоты вспоминают: в воздушном бою порой обеими руками они держали ручку. Силы одной руки не хватало!

Летали британки, немки, американки, румынки - но воевали только наши

Надо выдерживать многократные перегрузки. А еще вылет и воздушный бой - это огромная нагрузка не только на организм, но и на психику, особенно если в день несколько вылетов. Работа на износ.

Представьте: пилот, с которым ты час назад поделился папиросой, сгорает заживо. На твоих глазах. Все это с трудом выдерживал мужик. А хрупкая девушка?!

При этом ни самолеты, ни летное снаряжение, ни инфраструктура аэродромов не были приспособлены для женщин.

Тем не менее в воздухе в зоне боевых действий находились сотни женщин: американок, британок. У румын была женская санитарная авиагруппа. Но... только наши вели воздушные бои и наносили удары по немецким позициям. То есть полноценно воевали. Наши - и больше никто.

Памятник Лидии Литвяк (на обелиске - Лилии Литвяк, так ее звали в Сталинграде) в городе Красный Луч. Сегодня это непризнанная ЛНР. Фото: Азриель Роман / ТАСС

Почему? Большинство воюющих стран использовали женщин-пилотов только для того, чтобы освободить летчиков-мужчин от перегона самолетов с заводов на авиабазы. А в СССР создали три боевых авиаполка: истребительный на Як-1 (оттуда и Лидия Литвяк), бомбардировочный на Пе-2 и легендарные "ночные ведьмы" на У-2.

Еще те валькирии

Немцы традиционно послали своих женщин на три К - киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь). Многие фрау послушались. Но с полдюжины самых безбашенных настырно пробивались на фронт. До воздушных боев их не допустили, но они немало сделали во славу Третьего рейха. Ханна Райч испытывала крылатые ракеты, вертолеты и реактивные истребители. Узе Беате пробилась в люфтваффе - перегоняла пикировщики Ю-87 и "мессеры" с заводов на фронт. Дослужилась до звания гауптмана (капитана), пилотировала последний самолет, вылетевший из осажденного Берлина в апреле 1945-го. В историю вошла еще и в другом амплуа: владелицы первого в мире секс-шопа.

Но, пожалуй, самая колоритная - Мелитта Шенк, графиня фон Штауффенберг. Испытывала прицелы для бомбардировщиков, считалась лучшим экспертом по атакам с пикирования. В люфтваффе ее не брали из-за отца-еврея, но за особые заслуги графине выдали удостоверение "чистокровной арийки". В исключительных случаях такое в нацистской Германии практиковалось. Ее не раз пытались сбить английские и американские истребители, но каждый раз шустрой графине удавалось уйти. В 1943-м получила Железный крест. В 1944-м ее "разжаловали" из графинь: родственник участвовал в покушении на Гитлера. Всех Штауффенбергов либо казнили, либо отправили в концлагеря. Мелитту тоже посадили, но вскоре выпустили: она "ставила на крыло" реактивный истребитель Ме-262. В апреле 1945-го экс-графиня отлеталась, ее сбил истребитель ВВС США: пулями перебило ноги и голову. Умерла на земле. Ей было 42 - старше, чем большинство асов той войны, которые редко доживали до 25-27 лет.

Балерина высокого полета

Подразделения женщин-пилотов создали в США и в Великобритании. Причем в британскую Air Transport Auxiliary брали летчиц из США, Польши, Канады, Чили и др. Представляли все слои общества: летали светская львица, лыжный инструктор, актриса, математик и даже балерина. Четыре года назад скончалась последняя из них: Мэри Эллис. Ей шел 101-й год! За войну перегнала 1100 машин, в основном истребители "Спитфайр". После войны летала на реактивных истребителях.

В США этническое разнообразие было скромнее. Попросились летать 25 тысяч женщин, включая одну негритянку. Которую, конечно, не взяли. Чудом пробились пять цветных: индейская женщина, по две мексиканки и две китаянки, включая Хейзел Ин Ли. Но свыше 99% американских летчиц - белые. По нынешним меркам - лютый расизм. Но они летали и погибали в катастрофах не в наше, а в свое время.

Я не случайно выделил американку китайского происхождения Ли. Фантастическая биография: пыталась поступить в ВВС Китая - ей сказали, что женщины не летают. Летала в США. Как-то ее самолет пошел на вынужденную в Канзасе, и за Ли с вилами гонялись фермеры: решили - японка. А погибла, перегоняя на Аляску "Кингкобру", которая предназначалась для СССР.

Помнить вечно

Я написал о трех женских полках наших ВВС, но летчицы служили не только в них. Были женские экипажи штурмовиков Ил-2, включая штурмовик с семейным экипажем: летчик Петр Ликаренко и стрелок-радист Леля Богузокова. Из их биографии: когда супруги брали Берлин, с ними летал будущий сын - Леля была беременна.

Такой была та война...

Почему из сотен тех летчиц Литвяк стала N 1? Есть асы, которые вывели формулы побед: сформулировав составляющие успешного боя. Создавали школы асов. Лидия формул и школ после себя не оставила. И вообще, воевала без секретов. Просто дралась, как ее учили. Рвалась в бой, не давая себе передышки даже на то, чтобы психологически справиться с горем после потери близких людей. В мае 1943-го погиб ее муж, Герой Советского Союза Алексей Соломатин. 19 июля не вернулась с боевого вылета лучшая подруга - Катя Буданова.

Именно после разгрома под Сталинградом мир понял, кто победит во Второй мировой. А господствовать в воздухе советская авиация начала после того, как мы "выбили" костяк асов люфтваффе.

К обоим судьбоносным задачам Лидия причастна: она и такие, как она, обеспечили перелом в войне в 1943-м.

...Девушка погибла 1 августа 1943 года, не дожив 18 дней до 22-го дня рождения.