Балерина Ирина Еромкина: Свою любовь к России мама привила и мне

Фото из личного архива
Трудно поверить, но в Большой театр Беларуси Ирина Еромкина пришла почти четверть века (!) назад. Одетта-Одиллия в "Лебедином озере", Никия в "Баядерке", Спящая красавица и Маша из "Щелкунчика" - за эти годы артистка перетанцевала практически весь классический репертуар. И до сих пор без ее имени в афише не обходится ни одна премьера. Кажется, Ирине Еромкиной действительно подвластно все: любые образы, и классический балет, и современный. Впрочем, сама народная артистка Беларуси признается: главное в балете - это характер.

На днях стало известно, что за главные партии в спектаклях "Анастасия" Вячеслава Кузнецова, "Анна Каренина" на музыку Петра Чайковского и "Сотворение мира" Андрея Петрова прима-балерина Большого театра Беларуси Ирина Еромкина выдвинута на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2021/2022 годы. Мы встретились с артисткой перед началом 89-го театрального сезона и поговорили о номинации, любимых ролях, жизни в движении и возрасте, который для балета совсем не помеха.

Ирина, первым делом принимайте наши поздравления.

Ирина Еромкина: Спасибо! Для меня даже сама номинация на премию Союзного государства - это уже высокая оценка и награда. Находиться на том же уровне, что и другие номинанты и лауреаты, которые получили эту премию в прошлые годы, действительно дорогого стоит. Скажу честно: приятно, когда артиста балета отмечают, пока он еще на сцене, пока он еще танцует. Не секрет, что балетный век короткий, мы работаем всего около 20 лет.

Анастасия и Анна Каренина из одноименных спектаклей и Ева из "Сотворения мира" - какой из этих образов самый любимый?

Ирина Еромкина: Когда ты готовишь новую роль, то полностью в ней растворяешься, на некоторое время она становится самой любимой. В 2018 г. мы работали над спектаклем "Анастасия", и образ главной героини мне сразу стал близок. В то время в моей жизни были определенные трудности, мятущееся состояние, при котором я ощущала, что должна защищать себя и своих детей… Анастасию Слуцкую называли "белорусской Жанной д"Арк", а я говорила, что это "лилия на стальном стержне". Несмотря на внешнюю хрупкость, внутренне моя героиня очень сильная и смелая. Я ее понимаю, потому что знаю, как иногда необходимо вне зависимости от своего состояния собраться с силами, мобилизоваться и идти вперед.

А после "Анны Карениной", помню, вы признавались, что с этой героиней вы абсолютные противоположности…

Ирина Еромкина: Да, сначала у меня были определенные внутренние сложности, потому что я совсем не похожа на Анну. Моя героиня - тонко чувствующая, слабая женщина, которая, поддавшись эмоциям, бросила сына ради новой любви. А для меня дети - моя основа, смысл жизни. Но я все равно оправдала Анну и позволила себе быть ею на сцене. В этом, кстати, и заключается прелесть нашей профессии. Театр дает артисту возможность быть разным...

Зато Ева из "Сотворения мира" меня восхищает, она идеальна. Проматерь рода человеческого, при этом реальная женщина. Приблизиться к героине, эмоционально прочувствовать этот образ мне помогла первая исполнительница партии Евы Людмила Бржозовская. Она очень поэтично описывала, как Ева, впервые спускаясь с небес, шла прямо по облакам… Поэтому, когда я танцую эту партию, ощущаю будто бы легкие воздушные потоки, тонкий эфир.

Есть спектакли, которые сняты из репертуара, но по которым вы особенно скучаете?

Ирина Еромкина: Очень не хватает "Рогнеды". Полностью спектакль назывался "Страсти" (Рогнеда)" и был посвящен принятию на наших землях христианства. Музыку к постановке написал композитор Андрей Мдивани, в июле ушедший от нас… Так вот, я всегда с нетерпением ждала этого спектакля, он наполнял меня особенными чувствами, был дорог.

Интересно, что оба спектакля - и "Сотворение мира", и "Страсти (Рогнеда)" - поставил Валентин Елизарьев. В его постановках, кажется, вы действительно раскрываетесь по-новому.

Ирина Еромкина: С Валентином Николаевичем мы очень хорошо понимаем друг друга, мне близка его хореография. Роли в его спектаклях созданы как будто специально для меня, а я - для них. К слову, в последнее время одним из моих любимых спектаклей стал "Спартак" Арама Хачатуряна в постановке Валентина Елизарьева. Даже когда я просто слушаю музыку Хачатуряна дома, у меня всегда мурашки по коже. Со "Щелкунчиком" Чайковского, кстати, та же история. Главное адажио невозможно слушать без эмоций, хочется плакать и смеяться одновременно.

Свою любовь к России мама привила и мне. Мы с раннего детства ездили в Москву, Петербург, Ярославль...

Когда готовитесь к премьерам, перечитываете первоисточник?

Ирина Еромкина: Бывает, что история знакома нам еще из школьной программы. Но спектакль - это труд команды авторов-постановщиков. Моя главная задача - донести до зрителя мысль не автора первоисточника, а тех людей, которые создают спектакль. Он должен получиться таким, чтобы хореограф увидел на сцене свое воплощение истории. Поэтому, конечно, перечитываю первоисточники и смотрю фильмы, но понимаю, что балет будет отличаться от них.

Через неделю Большой театр откроет новый сезон. Как вы провели последние дни отпуска?

Ирина Еромкина: Все лето была в Беларуси. Некоторое время жила с детьми за городом у мамы, но потом занялась переездом в Минск. Последнюю неделю готовились к школе: младшая дочь Катя стала первоклашкой, а средняя Ксюша пошла в пятый класс. Ну а сын в этом году получил диплом о высшем образовании, и я за него наконец спокойна.

Ваша мама, насколько я знаю, из России?

Ирина Еромкина: Мама родилась на Кольском полуострове, в городе Мончегорске - это Мурманская область. Училась в Санкт-Петербурге, но потом переехала в Беларусь. Свою любовь к родным местам она привила и мне. Мы с детства ездили в Москву, Петербург, Ярославль, куда переехал ее брат и где сейчас живет моя двоюродная сестра. Особенно запомнились поездки в Санкт-Петербург. Соборы, театры, история города и его архитектура - это то, что никого не оставляет равнодушным. А в Москву в основном я приезжала с гастролями. С труппой белорусского Большого театра представляли балет "Витовт" на сцене Большого театра России, были также мои личные гастроли с другим театром. Поэтому для меня Россия - это тоже родина и моя семья.

Дочки, как мама, будут артистками?

Ирина Еромкина: Ксюша размышляет пока, а младшая очень похожа на меня, можно сказать, моя мини-копия. Фигура, ноги, она очень пластичная, легко садится на шпагатики. Так что, если захочет в балет, спорить не буду.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться