Содержание

Товарный знак - гарантия того, что ваш бренд охраняет закон. Но для того, чтобы подать заявку на регистрацию, нужно потратить немало сил, времени и денег. Если Роспатент обнаружит, что похожие товарные знаки уже есть, он вернет заявку - время и деньги будут потрачены впустую. Чтобы этого не случилось, перед тем, как отправлять документы на регистрацию, проверьте ваш товарный знак на уникальность.

Зачем проверять товарный знак перед регистрацией

Товарный знак (иногда в тексте мы будем сокращать это словосочетание до ТЗ) - часть вашего бренда. Если логотип или название компании зарегистрированы в качестве товарного знака, они получают защиту от государства. Никто не сможет использовать это обозначение без ведома владельца.

Товарным знаком может быть логотип компании, слоган, название - все, что выделяет ваш бренд от других. Сбербанк зарегистрировал даже фирменный зеленый оттенок. Можно получить охрану упаковки, музыкального джингла. Или своей фамилии, если она достаточно редкая.

Чтобы получить товарный знак, не обязательно быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. С 29 июня 2023 года это могут делать и самозанятые. Поэтому если вы печете торты на дому, занимаетесь репетиторством или даете, например, маркетинговые консультации, можете зарегистрировать как ТЗ свою фамилию, название группы или аккаунта в соцсетях.

Регистрирует товарный знак Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Туда вы отправляете заявку, чтобы получить охрану обозначения. Для регистрации нужно заплатить несколько госпошлин - всего около 30 тысяч рублей.

Заявка проходит две экспертизы. Во время одной из них (экспертизы по существу) специалисты Роспатента проверяют, нет ли похожих ТЗ - среди уже зарегистрированных знаков или поданных ранее заявок на регистрацию. Если окажется, что это так, - документы вам вернут. Зарегистрировать товарный знак не получится, а уплаченные за госпошлину деньги пропадут.

Чтобы этого не случилось, перед тем, как отправить заявку в Роспатент, проверьте товарный знак, который хотите зарегистрировать, самостоятельно.

Проверка товарного знака до регистрации

Как самостоятельно проверить товарный знак

Товарный знак должен обладать двумя свойствами: уникальностью и охраноспособностью.

Уникальность означает, что ничего подобного никогда ранее не было зарегистрировано. Нет похожих названий, изображений, звуков и т.д. - в зависимости от того, какой вид ТЗ вы регистрируете.

"Уникальность" - признак товарного знака, прописанный в законе. Но юристы для обозначения этого понятия используют словосочетание "сходство до степени смешения". То есть можно ли этот товарный знак спутать (смешать) с другим.

Смешение может быть фонетическим, графическим и семантическим. Из-за этого некоторые товарные знаки, вроде бы разные, могут быть похожими. Например, вряд ли вы получите охрану названия "Пума", если производите спортивную одежду, - ведь есть международный известный бренд PUMA, который занимает ту же нишу на рынке.

Чек-лист проверки бренда до регистрации

Охраноспособность, или различительная способность - это яркие черты, которыми ваше обозначение отличается от массы других. Это то, что его характеризует как нечто уникальное.

Совет. Перед тем, как подать заявку на регистрацию товарного знака, загуглите свое обозначение. Возможно, на рынке есть компания, которая его уже использует и потребители начали ассоциировать товар или услугу именно с ней. В этом случае в регистрации вам откажут - по причине введения потребителя в заблуждение.

Как товарный знак нельзя зарегистрировать:

  1. общепринятые слова и термины ("Одежда" для магазина одежды);
  2. слова, которые характеризуют товар, указывают на его вид, качество, количество и т.д. ("Десяток яиц");
  3. государственные символы и знаки, например, гербы, флаги;
  4. названия международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие символы и знаки ("ООН", "ЮНИСЕФ");
  5. слова и обозначения, противоречащие общественным интересам (например, название для напитка "Яд", выражение "Ёшкин кот");
  6. слова и обозначения, которые могут ввести потребителей в заблуждение (например, "Грузинское вино" для напитка, произведенного в Крыму);
  7. популярные фамилии.

Охранноспособность - достаточно сложное понятие. Сказать точно, обладает ли ваш товарный знак этой характеристикой или нет, может только специалист - патентный поверенный, который занимается регистрацией ТЗ. Он же может посоветовать, как изменить товарный знак, если вдруг окажется, что у обозначения нет различительной способности.

В любом правиле есть свои исключения. Патентные поверенные "Гардиума" умеют доказывать различительную способность в Роспатенте, Палате по патентным спорам и Суде по интеллектуальным правам.

В каких сервисах можно проверить товарный знак

Если с охраноспособностью помогут только юристы, то проверить товарный знак на уникальность можно самостоятельно. В рунете есть несколько сервисов, которые помогут это сделать. Они работают по одному и тому же принципу: вы вбиваете в поисковую строку название ТЗ, который хотите зарегистрировать, и алгоритмы ищут аналогичное в базе. Если найдется что-то похожее - сервис это покажет.

Сервисы разные по функционалу и удобству. Некоторые из них платные, некоторые - полностью бесплатные. Зачастую они проводят поиск сразу по нескольким базам: ищут не только среди российских товарных знаков, но и среди международных, доменных имен и заявок на регистрацию.

Чтобы проверить товарный знак как можно точнее, нужно определить класс МКТУ. Это Международная классификация товаров и услуг, которая содержит 45 классов. Например, МКТУ 20 - "Мебель, зеркала, рамы для картин; Неметаллические контейнеры для хранения или транспортировки; рог, кость, китовый ус или перламутр, необработанные или частично обработанные; ракушки; морская пенка; янтарь". В заявке на регистрацию товарного знака нужно обязательно указать МКТУ (или несколько) - в какой сфере вы планируете реализовать свой ТЗ. Некоторые сервисы также предлагают вам ввести МКТУ - так интересующие вас знаки найдутся быстрее и точнее.

Совет. Онлайн-поиск можно провести только по словесным товарным знакам. Если вы хотите зарегистрировать логотип или комбинированный товарный знак - лучше обратиться к специалистам.

Самые распространенные базы данных для поиска:

1. Информационно-поисковая система ФИПС (Федерального института по промышленной собственности).

Именно это ведомство ведет учет всей интеллектуальной собственности в России. Проверить товарный знак на сайте ФИПС можно по четырем базам:

Но поиск на сайте ФИПС почти полностью платный - в свободном доступе находится только часть всей базы товарных знаков. Чтобы проверить ТЗ по всей базе, нужно заплатить 300 рублей за один поиск из пяти запросов. Кажется, немного - но обычно на проверку одного обозначения нужно больше пяти запросов.

Чтобы провести бесплатный поиск, нужно заполнить форму на сайте ФИПС. Эта форма дает возможность проверить товарный знак как можно конкретнее. Все 27 полей заполнять необязательно - можно ввести название обозначения в "Основную область запроса", отметить интересующие классы МКТУ - и изучить результат.

В форме можно выбрать, какой вы хотите провести поиск - логический или нечеткий. Например, вы вводите в поле "Основная область запроса" словосочетание "красный пудель". При логическом поиске эти два слова будут соединены оператором AND - и система будет искать товарные знаки, в названии которых присутствуют оба слова. При нечетком поиске слова в поле автоматически соединены оператором OR - в результатах вы увидет товарные знаки, в названии которых есть или слово "красный", или слово "пудель".

При логическом поиске можно использовать другие операторы: например, "красный NOT пудель" - тогда система будет искать товарные знаки, в названии которых есть слово "красный", но нет "пуделя".

2. Сервис от компании "Гардиум"

Сервис берет данные из официального реестра Роспатента по зарегистрированным товарным знакам и заявкам, от регистраторов доменных имен и из Единого государственного реестра юридических лиц. Если вы не знаете, какой класс МКТУ лучше ввести, укажите свой ИНН и вид деятельности - в зависимости от ваших ОКВЭД сервис сам подберет классы.

Сервис от "Гардиума" также прост в использовании. Он оценивает риски регистрации и дает рекомендации, как улучшить заявку.

3. Brand-Search

Сервис проверяет обозначение по международной и российской базам товарных знаков, реестру доменных имен (в зонах ru, su и рф) и базе юрлиц - всего около 8 миллионов записей. Базы товарных знаков обновляются каждые 24 часа.

Сервис очень простой в использовании: нужно только ввести необходимое слово или словосочетание в строку поиска, обозначить класс МКТУ и нажать кнопку "Проверить". Результаты поиска сайт ранжирует: в начале показывает наиболее похожие обозначения, оценивает риск отказа регистрации.


ФИПСBrand-Search"Гардиум"
Удобствосреднеевысокоевысокое
Актуальностьактуальнаяактуальнаяактуальная
Объем данныхполнаяполнаяполная
Сколько стоитот 300 рублейбесплатныйбесплатный


Что делать, если оказалось, что похожие знаки есть

По статистике "Гардиума", большинство товарных знаков, которые хотят зарегистрировать клиенты, требуют доработки. Они либо похожи на те обозначения, что уже есть - то есть не соответствуют параметру уникальности (сходство до степени смешения). Либо не обладают различительной способностью (охраноспособностью).

Если вы проверили свой товарный знак самостоятельно на каком-нибудь из перечисленных сервисов и обнаружили, что похожие обозначения уже есть, это не значит, что его нельзя зарегистрировать. Конечно, вы можете поменять название - но это возможно, только если вы не понесете репутационных и финансовых издержек. То есть если вы только начинаете свое дело и вашу компанию не знают на рынке.

Если же менять название не хочется, есть варианты:

1. Отправьте правообладателю сходного знака письмо-согласие на регистрацию.

Если существование двух знаков не вводит потребителя в заблуждение, можно попросить правообладателя похожего ТЗ дать разрешение на регистрацию. Согласие получают за плату или безвозмездно - как договоритесь.

Дело в том, что даже если обозначения имеют одни и те же классы МКТУ, вы и правообладатель ТЗ можете иметь разную аудиторию - а значит, не являться конкурентами.

После получения письма-согласия нужно подать документы о регистрации товарного знака в Роспатент, получить уведомление по результатам экспертизы и затем, если понадобится, отправить ответ с обоснованием своей позиции и письмом-согласием. После этого Роспатент выдаст положительное заключение. Если есть сомнения в схожести знаков, то можно поступить иначе - изначально подать документы, а за письмом - согласием идти уже после получения уведомления о результатах проверки соответствия заявленного обозначения. Для ответа на данное уведомление вам отводится время. И если вам удастся получить письмо-согласие от правообладателя, то у вас будет возможность предоставить его в регистрирующий орган.

2. Доработайте название с патентным поверенным.

Например, можно сделать комбинированный товарный знак - то есть добавить графическое изображение.

Специалисты "Гардиума" помогли так получить ТЗ известному блоггеру, чья фамилия входит в топ-500 самых распространенных в России, Роспатент не зарегистрировал бы ее как товарный знак. Юристы "Гардиума" предложили блогеру получить комбинированный ТЗ - логотип и имя вместе. Этот вариант оказался рабочим.

3. Докажите различительную способность в Палате по патентным спорам и/или Суде по интеллектуальным правам.

Тут, конечно, понадобится юрист - желательно, тот, у которого есть опыт в такой сфере. Внимательно выбирайте специалиста, обязательно проверьте, есть ли он в Реестре патентных поверенных, аккредитованных Роспатентом.

Совет. Выбирая патентного поверенного, спрашивайте у него не количество заявок, которые он подал, а сколько из них были удачными. К сожалению, некоторые юристы ведут себя недобросовестно и попросту наживаются на том, что отправляют в Роспатент множество заявок от клиентов, не заботясь о том, чтобы ТЗ действительно был зарегистрирован.

Посмотрите видео и узнайте, как защититься от переименования и зарегистрировать сложный бренд. Стратегии доказывания в кейсах юристов "Гардиума"

С патентным поверенным можно зарегистрировать знак, который на первый взгляд не обладает охраноспособностью:

  1. государственные символы, названия международных и межправительственных организаций можно включать в товарный знак с разрешения уполномоченных органов;
  2. строчки из песен и книг, имена литературных персонажей можно включить в товарный знак, если получить разрешение у владельца авторских прав;
  3. можно доказать различительную способность для брендов, в названии которых - общепринятые слова и термины и т.д.

Почему стоит обратиться к патентному поверенному

Сервисы для самостоятельной проверки товарного знака, к сожалению, не дают стопроцентного результата. Но с помощью них можно сделать предварительную проверку - оценить риски, познакомиться с широким полем товарных знаков России.

Для того, чтобы выполнить точную проверку, нужен патентный поверенный - наиболее полные базы закрытые, а для того, чтобы ими пользоваться, нужно понимать особенности законодательства РФ и юридической практики.

Зарегистрировать как товарный знак можно все, что выделяет бренд на рынке: логотип, название, цвет, форму упаковки, музыкальный джингл и даже запах. Но бесплатные сервисы дают возможность проверить только словесные обозначения. Многие товарные знаки комбинированные: они сочетают в себе одновременно словесное обозначение и графическое, или цвет и графику - такое проверить в онлайн-сервисах тоже невозможно.

Патентный поверенный даст рекомендации, как доработать товарный знак, чтобы его зарегистрировал Роспатент. У специалистов "Гардиума" огромный и разнообразный опыт в этом. Специалисты компании имеют государственную регистрацию и объемное портфолио успешных кейсов.

Рейтинг материала:
Зарегистрировать бренд как товарный знак
26.04.2024
Международная регистрация товарного знака: охрана бренда за рубежом
05.03.2024
Товарный знак для самозанятых: как зарегистрировать на физическое лицо
04.03.2024
Регистрация товарного знака: как легально ускорить процедуру
25.12.2023