20idei_media20
    09.03.2022 18:40
    Рубрика:

    На пути в Россию и из нее застряли товары на сотни миллионов евро

    По пути в Россию застряли грузы на сотни миллионов евро, рассказали "Российской газете" представители транспортных компаний. В Минпромторге считают, что логистический кризис спровоцирован саботажем самих глобальных логистических компаний. Такую точку зрения отчасти разделяют даже в некоторых из зарубежных компаний. Российские поставщики и перевозчики ищут альтернативные маршруты и стараются занять освобождающиеся ниши.
    Игорь Зарембо/ РИА Новости
    Игорь Зарембо/ РИА Новости

    Список крупнейших логистических компаний, отказывающихся принимать грузы в России и доставлять отправления, растет с каждым днем. Решение ограничить или свернуть деятельность в России приняли более десятка крупнейших перевозчиков. Среди них, американские FedEx и UPS приостановившие все поставки и немецкая DHL, приостановившая некоторые рейсы, Maersk, остановившая прием заказов на перевозку контейнеров, а также немецкая Hapag-Lloyd, японская Ocean Network Express, тайваньская Yang Ming, датско-американская Shipco, швейцарско-итальянская MSC, приостановившие прием заказов и другие компании.

    Приостановлено от 50 до 70% общего объема экспорта из России, пока найдется возможность его перевозки, рассказывает "РГ" директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. Простаивает также более 50% импортных поставок, отмечает заместитель генерального директора BMJ-logistics Константин Бондаренко. В качестве причины он называет отказ ряда ключевых контейнерных линий от букинга судов в направлении российских портов. По отзывам представителей логистического сектора, самые большие сложности возникают при доставке товаров для нефтегазовой, химической и авиационной отраслей, а также некоторых позиций из сегмента электроники. Затронут также продовольственный сектор. Есть с поставками самых различных категорий продукции, утверждает заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" (объединяет около 400 компаний) Дмитрий Леонов.

    Ряд иностранных грузоперевозчиков и таможенных органов ЕС попросту саботируют поставки, в частности, экспорт российского метанола, заявили накануне в Минпромторге. При этом пентаэритрит и уротропин российского производства, получаемые из метанола, беспрепятственно доставляется в Евросоюз. От этих компонентов критически зависит европейская промышленность.

    Остановились также поставки на мировой рынок уже законтрактованных российских удобрений, отмечают в министерстве. Ссылаясь на риски, связанные с работой иностранных логистических операторов, Минпромторг рекомендовал временно приостановить отгрузку российских удобрений на экспорт, а также пентаэритрита и уротропина "до возобновления перевозчиками ритмичной работы". Нехватка продовольствия и рост цен охватят страны Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, поскольку заместить российские удобрения сегодня либо крайне сложно, либо вообще невозможно, отмечают в Минпромторге.

    В зарубежных логистических компаниях логистический кризис осторожно объясняют остановившимися авиаперевозками и общим неблагоприятным фоном в условиях действующих санкций. Как пояснили "РГ" в российском представительстве Maersk - одного из крупнейших в мире контейнерных перевозчиков, из-за "закрытия неба" существенно удлинились маршруты авиперевозок и возросла их себестоимость.

    По мнению заместителя генерального директора Maersk (Восточная Европа) по развитию и взаимодействию с госорганами Андрея Нараевского, прекращение поставок связано с затруднениями при прохождении грузов через европейские порты в Голландии и Германии. Таможенники вместо существовавшей ранее выборочной проверки ввели тотальный досмотр. Из-за этого с контейнерами стоят в порту по неделе. Проверяют каждый контейнер, чтобы убедиться в отсутствии грузов двойного назначения, санкционных товаров или грузов для получателей, попавших под санкции. Возникающие заторы вынуждают отказаться от приема заказов. К тому же европейские страховые компании отказываются страховать грузы, следующие в Россию из Азии, а поставщики требуют теперь полную предоплату.

    Логистический кризис спровоцировали сами крупные компании-перевозчики, считают представители некоторых зарубежных компаний

    С такой оценкой согласен исполнительный директор ассоциации "Русбренд" Алексей Поповичев. Кроме того, по его словам, накладывается невозможность проведения платежей через отдельные российские банки и усиление валютного контроля в России.

    Нарастает напряженность в бассейне Балтийского моря, таможни Голландии и Бельгии прекратили выпуск грузов на Россию, говорит Леонов. Все это увеличит задержки в доставке товаров и повлечет дополнительные расходы за досмотр. На Черном море также возникли затруднения со страхованием. "Страховщики либо отказываются страховать суда и грузы, связанные с Россией, либо существенно повысили стоимость страховок", - замечает Нараевский. Помимо отказа от отправки грузов на территорию России на ситуацию повлияли санкции в банковском секторе и запрет на проведение взаиморасчетов с участием российских компаний. Потому деньги также часто "зависают" в пути при переводе из России в Европу, отмечают эксперты.

    Далее сработал эффект домино. Уже произошедший разрыв логистических цепочек и негативные прогнозы стали поводом приостановить свою деятельность для большого числа иностранных компаний, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Компания Apple доставляла в Россию свой товар по воздуху. После закрытия взаимного закрытия неба Россией, США и Европой доставить новые смартфоны, ноутбуки или запчасти для гарантийного обслуживания оказалось попросту невозможно. В результате Apple приостановила работу и гарантийное обслуживание своих устройств в России, приводит пример Муртазин.

    Но есть другие оценки. По словам Мисаилова, перебои в доставках товаров не связаны с введенными 23 февраля Евросоюзом ограничениями. "Это решение топ-менеджмента крупных западных экспедиторов и перевозчиков", - говорит он и замечает, что FM Logistic, будучи частной французской компанией, продолжает свои операции в России по всем направлениям бизнеса. Границы открыты и грузопоток не остановлен, напоминает он. Конечно, таможенные органы обращают более пристальное внимание на грузы, которые принимаются к обработке, излишне "перестраховываются". Но ЕС уже направил разъяснения по новым документам в европейские таможенные органы. Это позволит увеличить вывоз товаров в Россию.

    Не является критичным и взаимное закрытие воздушного пространства России и ЕС для доставки грузов, отмечает руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности российского оператора доставки СДЭК Андрей Побежимов. На тех направлениях, где были введены ограничения на авиаперевозки, в том числе в США, Европе, Сингапуре, компания перестроила транспортные схемы таким образом, чтобы исключить прямой вылет в Россию. "Из США и Великобритании грузы теперь летят в Финляндию, откуда мы доставляем их в Россию наземным транспортом. Первые партии из США таким образом уже вылетели в Хельсинки", - рассказывает он. Также рассматривается путь через Турцию, ОАЭ и другие страны, которые не присоединились к ограничениям. Для доставки посылок и грузов из Европы транспортную схему перестроили с авиа на наземный транспорт.

    Сроки доставки вырастут, но зато тарифы останутся прежними. Так как новые транспортные схемы на наземном транспорте значительно экономичнее в себестоимости, поясняет Побежимов. В итоге в компании рассчитывают занять освободившиеся ниши. Проблему прекращения прямых доставок в Россию интернет-магазинов в компании решили с помощью сервиса CDEK Forward, который использует доставку из зарубежных интернет-магазинов. В личном кабинете клиент получает адрес склада в той стране, где располагается магазин. После оплаты заказа товар поступает на склад, и затем отправляется в Россию. По такой схеме, например, могут работать магазины Nike, Michael Kors, Levis, Gap, New Balance, MAC, Apple, а также площадки eBay, Amazon, Jet, Walmart и многие другие.

    Ранее эта услуга уже была востребована клиентами. В сложившихся условиях в СДЭК прогнозируют увеличение спроса на новый сервис. В "Руспродсоюзе" говорят о необходимости господдержки бизнеса. Среди таких мер могут быть приоритетный пропуск продовольствия, субсидирование роста логистических затрат, налоговые каникулы, перенос программ маркировки "Честный знак" и РОП, моратории на выставление штрафов и аудиты поставщиков со стороны сетей, сокращение сроков согласования изменения цен и оплаты заказа и другие.