Гендиректор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова - о планке и "звездах"

Генеральный директор белорусского Большого театра Екатерина Дулова только что вернулась из Санкт-Петербурга, где встречалась с руководителями главных театральных площадок города: Мариинского и Михайловского театров, Театра балета Бориса Эйфмана, а также Академии танца Бориса Эйфмана и Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Итоги командировки внушительные: договоренности об обменных гастролях и творческих стажировках, соглашения об участии солистов двух стран в фестивалях Союзного государства, переговоры о постановке в Минске детской оперы "История о Кае и Герде" Сергея Баневича…
У руля театра Екатерина Дулова всего четыре месяца, но планы у нее поистине наполеоновские. Фото: Михаил Нестеров

У руля театра она всего четыре месяца, но планы у Екатерины Николаевны поистине наполеоновские. Вместе с ней в Большой театр пришли большие перемены. Первым делом новый гендиректор решила кадровый вопрос: подписала приказы о назначении Анны Моторной (к слову, уроженки Урала) главным режиссером, а премьера Мариинского театра Игоря Колба - главным балетмейстером белорусского Большого.

Екатерина Николаевна, что сложнее: руководить консерваторией или Большим театром?

Екатерина Дулова: Можно было бы сказать просто: это совершенно разные вещи. Или отговориться тем, что в театре больше творчества, а в консерватории ты скорее выступаешь организатором образовательного процесса. Но я отвечу так на ваш вопрос: Белорусскую государственную академию музыки, которую я возглавляла более десяти лет, можно сравнить с институтом благородных девиц, где складываются определенные нормы и есть возможность упорядочить представления человека о его будущем. То есть консерватория - это пока еще перспектива творческой реализации. А театр - это уже самая настоящая реальность, это та область культуры, которая наполняет нашу жизнь. Без театра, музыки мы абсолютные функционеры.

Как сейчас выстроены производственные отношения в Большом? Вы, как директор, сосредоточены исключительно на финансово-хозяйственной деятельности или влияете и на творческий процесс?

Екатерина Дулова: Есть художественный совет. Я являюсь членом художественного совета, но я сразу сказала его председателю Валентину Николаевичу (Елизарьеву, художественному руководителю театра, народному артисту СССР. - Прим. авт.), что готова исполнять волю совета, если творческие люди убедят меня в том, что по тем или иным позициям этот спектакль театру необходим. Противостоять или сопротивляться неким тенденциям в творческом плане не буду. И в то же время мы все понимаем: необходимо думать о зрителях, финансах, гастрольном режиме будущей премьеры, поддерживать профессиональный уровень. Со всех точек зрения при формировании репертуара требуется вдумчивый подход. Но мнение художественного руководства является приоритетным.

С ректором Академии им. Вагановой Николаем Цискаридзе обсудили возможность распределения их выпускников в труппу Большого театра Беларуси

Расскажите об итогах командировки в Санкт-Петербург. О чем договорились, какие планы?

Екатерина Дулова: С художественным руководителем - директором Мариинского театра, знаменитым дирижером Валерием Гергиевым мы обсудили вопросы взаимодействия двух театров. Так, по инициативе Мариинского театра летом в Петербурге на фестивале "Звезды белых ночей" запланировано подписание двустороннего меморандума между белорусским Большим и Мариинским театрами. Также шла речь об участии ведущих солистов Мариинского театра в Минском международном Рождественском оперном форуме. В их числе - звезды мировой оперы Екатерина Семенчук и Ильдар Абдразаков. В Михайловском театре, в свою очередь, мы встретились с его генеральным директором Ириной Делигач. Договорились об участии в нашем фестивале "Балетное лето в Большом" ведущих артистов балета Михайловского театра.

Знаю, что откроет "Балетное лето в Большом" один из спектаклей Театра балета Бориса Эйфмана.

Екатерина Дулова: Да, "Эффект Пигмалиона". Также звезды театра Эйфмана примут участие в заключительном гала-концерте "Балетного лета". Кроме того, мы обсудили возможность масштабных гастролей в Минске в 2023 году. Плюс достигнуты договоренности о сотрудничестве с Академией танца Бориса Эйфмана с ее директором Лали Афанасьевой. Обсуждались и вопросы переподготовки кадров по специальностям "художник по свету" и "гример" и набора артистов балета из выпускных классов академии в наш театр.

С ректором Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николаем Цискаридзе говорили на эту же тему?

Екатерина Дулова: В том числе. Кроме вопроса возможного распределения выпускников академии в труппу Большого театра Беларуси шла речь и о приглашении белорусских специалистов на стажировки и мастер-классы.

Граждане других государств, иностранцы в труппе - это плюс для театра?

Екатерина Дулова: Всегда. Работа с приглашенными солистами, которые потом могут стать частью труппы, - традиция всех театров мира. Во-первых, это сразу оживляет жизнь в театре. Во-вторых, подтягивает своих, заставляет мобилизоваться. В-третьих, это еще и своего рода установление контактов. Другое дело, что нельзя усердствовать и отодвигать на второй план наших исполнителей. Я буду прилагать все усилия, чтобы в театре, носящем статус национального, на первых позициях были белорусские исполнители. Это же касается и постановщиков. Нужно соблюдать баланс. Не спорю, в ряде случаев хочется, чтобы итальянскую оперу поставил итальянец - с его взглядом, знаниями культуры и традиций своего народа. И если этот спектакль затем сможет выстрелить, стать событием, то зачем нам от этого отказываться?

В российских театрах сложилась практика приглашать режиссеров из драматических театров ставить оперные спектакли. У нас такая форма сотрудничества может прижиться?

Екатерина Дулова: И режиссеры драматических театров ставили на оперной сцене, и кинорежиссеры... Но мое мнение: каждый должен заниматься своим делом. Единственное удачное исключение, которое я знаю, - Борис Покровский. Все остальное - на уровне экспериментов. Не зря Николай Римский-Корсаков говорил, что опера - это произведение прежде всего музыкальное. Чтобы поставить оперу, нужно слышать музыку, знать и понимать ее. Я не говорю сейчас о том, что великие драматические режиссеры не в состоянии сделать хороший спектакль. Просто это редкость. Музыка - вот определяющий фактор в опере. Не сценическое решение, а то, как музыка потом будет жить в этом сценическом решении. Именно поэтому здесь не у всех получается. Потому что драма в ряде случаев превалирует над тем, что заложено в музыке.

Вы много лет возглавляете Совет специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи, помогли не одному десятку молодых талантов. А принять молодежь в труппу Большого готовы?

Екатерина Дулова: Начну с того, что наша земля, к счастью, еще рождает прекрасные голоса. Но как ректор с многолетним стажем скажу, что не бывает так, чтобы весь курс полным составом пришел работать в Большой театр. Это определенный уровень, определенная планка. Но уже было первое прослушивание в труппу, и мы нашли одно меццо-сопрано, два великолепных сопрано и два баса - голоса, которые сегодня очень редко встречаются. И в новом сезоне этим ребятам уже предложено войти в состав оперной труппы. Те же процессы происходят и в балете. Сейчас наш новый балетмейстер Игорь Колб дает профессиональную оценку артистам. Посмотрим, возможно, он откроет нам новую балетную звезду. Ведь жизнь театра - в смене поколений в том числе.

Балет "Спящая красавица" на музыку Петра Ильича Чайковского - визитная карточка Большого театра Беларуси. Фото: bolshoibelarus.by
Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться