Напомним, что расследование началось еще летом прошлого года. Лесная дорога, напрямую соединявшая села Большая Поляна, Глушково и Паево с Кадошкино, с 90-х заросла самосевом. Жители решили восстановить самый короткий путь до райцентра: по грунтовке из этих сел до Кадошкина - шесть с половиной километров, а по главной дороге - 21. Случись беда - и "скорая", и пожарные втрое быстрее доберутся... Поэтому главы сел направили Игорю Рогожину - руководителю районного отделения крупного агрохолдинга - письменные ходатайства с просьбой привести дорогу в порядок. Тот не отказал: выделил людей и технику.
- Когда работа по расчистке подходила к концу, появились лесничий и полицейские: мол, нарушен закон - по бумагам это не дорога, а межквартальная просека, - вспоминает Игорь Александрович.
Отпираться он не стал - сразу предложил возместить ущерб, посадив новые деревья. Но машина следствия уже завертелась. За 33 поваленных бульдозером ствола (общая стоимость древесины - 5381 рубль) насчитали ущерб в 269 тысяч рублей. А это - особо крупный размер, статья 260 часть 3 УК РФ.
Поначалу местные власти заверяли, что в реестре автотрасс эта дорога не фигурирует - а значит, ее нет. "Как нет?! - возмущались сельчане на стихийных сходах. - По ней еще наши деды на фронт уходили!"
После того как об этой истории рассказала "РГ", ситуация стала меняться: чиновники признали, что дорога в лесу все-таки была. Министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Мордовии Алексей Ларькин заявил, что грунтовка шириной 20 метров и протяженностью в 1,1 километра не входила в состав земель лесного фонда, а стало быть, претензии Рогожину можно предъявить лишь в случае, если он при расчистке вышел за ее пределы. По просьбе жителей в Кадошкино приехал руководитель региона - тогда еще временно исполняющий обязанности главы РМ Артем Здунов - и заверил, что в деле непременно разберутся.
Но истинную цену этих слов показали дальнейшие события. За девять месяцев, что длилось следствие, чиновники несколько раз меняли свою позицию. А правоохранительная машина с завидным упорством продолжала "шить дело". Механизаторы, работавшие на расчистке, рассказывали, как во время уборочной их возили на допросы в пять утра. А главам сел, которые писали письма с просьбой о расчистке дороги, задавали вопрос - понимали ли они, что их действия могут расцениваться как подстрекательство к преступлению.
- Будто у нас тут действовала целая ОПГ, а я - главарь, - невесело шутит Рогожин.
В итоге после назначенной следствием судебной экспертизы сумма ущерба выросла почти втрое - до 860 тысяч рублей. Но главной сенсацией стал вывод, сделанный на основе новых данных из минлесхоза республики: оказывается, дорога все же проходила по землям лесного фонда. А ранее сделанное заявление министра Ларькина объяснили технической ошибкой, допущенной при подготовке документации.
Возмущенные несправедливостью сельчане бросились писать коллективные обращения в защиту Рогожина.
- Мы пойдем до конца, чтобы защитить честное имя человека, который нам помог. Он действовал по нашей просьбе. Если его осудят - как мы будем смотреть друг другу в глаза? - пояснила позицию земляков пенсионерка Румия Байбекова.
На состоявшемся в феврале "Деловом завтраке" в "РГ" уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила о том, что взяла это дело на контроль. Омбудсмен направила ходатайство в прокуратуру РМ о проведении проверки.
- Нашелся удивительный человек, который по зову сердца, без расчета на прибыль расчистил дорогу. Действительно, это та ситуация, когда, как говорил классик: "По закону - правильно, а по сути - издевательство". К такому делу нельзя подходить формально, - констатировала Татьяна Москалькова.
Некоторые моменты, происходившие на первом заседании суда, в самом деле трудно назвать иначе как издевательством над здравым смыслом. Так, согласно позиции гособвинения, у Игоря Рогожина "возник преступный умысел, направленный на прочистку лесной дороги". "Движимый соображениями корысти и личной выгоды" он с использованием служебного положения осуществил свой план "путем повреждения сырорастущих лесных насаждений до степени прекращения их роста". Все это, по мнению стороны обвинения, "подсудимый предпринял с целью сократить путь техники предприятия на поля и сэкономить на ГСМ"...
Однако показания первых же свидетелей не оставили от этой позиции буквально камня на камне. Замглавы администрации села Большая Поляна Рушания Башмакова вновь подтвердила, что дорога была расчищена после многократных устных просьб и письменного обращения сельской администрации к Рогожину.
- Почему именно к нему? Жители села много лет обращались по поводу этой грунтовки к вышестоящему руководству и депутатам. Но нам всякий раз отвечали: "Средств на это нет". Обещали лесную дорогу даже заасфальтировать, но до дела за все эти годы так и не дошло, - пояснила свидетельница. - А Рогожин нам никогда не отказывал. Мы всегда к нему за помощью идем. И зимой, когда проезд от снега почистить надо, и когда в 2019-м пожарная машина застряла на подступах к селу тоже он помог - выделил технику. Сейчас по расчищенной дороге и пожарные, и "скорая" к нам за считаные минуты добираются. И местные бабушки по ней, как пенсию получат, в райцентр за покупками ездят: по объездной дороге такси 400 рублей стоит, а по грунтовке – 250. Всем хорошо! Как оплачивались эти работы? Да Рогожин всегда помогал безвозмездно - о деньгах даже речи не заходило...
По поручению Татьяны Москальковой на суде присутствовали представители аппарата уполномоченного по правам человека в Мордовии. Всего в деле фигурирует около 50 свидетелей. "РГ" будет следить за ходом процесса.