21.06.202211:09

На автомобильном рынке продолжается падение спроса

Коллапс, постигший рынок новых автомобилей, начиная со второго квартала этого года, не мог не отразиться на продажах автомобилей с пробегом. При этом рынок подержанных машин традиционно более стабилен: он медленнее растет и медленнее демонстрирует спад. Вот и за пять месяцев этого года снижение продаж здесь составило "всего" 19 процентов против падшего на 53 процента рынка новых.

Максим Блинов/РИА Новости

На конференции Used Cars Forum 2022 эксперты отметили несколько трендов в развитии рынка авто с пробегом. "Ключевая цифра рынка - 5,9. Именно столько автомобилей с пробегом продается на один новый автомобиль, - рассказал исполнительный директор Аналитического агентства Автостат Сергей Удалов, - обычно это показатель колеблется в районе 3,5. Предыдущий рекорд - четыре - был зафиксирован в 2016 году. Соотношение продаж б/у и новых авто говорит о том, что рынок новых скукожился и чувствует себя крайне плохо".

Что еще интересного происходит в сегменте подержанных машин, ведь, похоже, что именно там среднестатистическому гражданину придется искать альтернативу своей нынешней "ласточке"? Меняется структура рынка. Так, дилерский сегмент (автомобили возрастом до 7 лет, которые обычно продаются через салоны официальных дилеров) упал на 16 процентов. Но это примерно пятая часть от всех проданных б/у.

По сегментам: массовый пал на 20 процентов, премиальный на 14. При этом сравнивать объемы их продаж не приходится: в первом случае реализовано более 1,6 миллиона штук, во втором - всего 195 тысяч. Однако есть бренды, отметил Сергей Удалов, у которых ситуация лучше, чем в среднем на рынке. Так, в массовом сегменте Chery и Geely вместо падения продемонстрировали рост продаж на 40 и 43 процента соответственно, в премиальном Porshe прибавил 1,5 процента, Mini 0,4 процента, а Tesla - аж 348.

Доля "китайцев" на нашем рынке растет как на дрожжах. Так, по итогам 2021 она была в районе 7 процентов, по 1 кварталу - около 10, а к концу мая подросла до 17 процентов.

Если рассматривать регионы, то более интенсивное обновление автомобилей произошло в Москве, здесь продажи даже выросли на 1,3 процента. В топ-5 с наименьшим падением продаж - Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан.

А теперь о самом "больном" - ценах, из-за которых даже при изобилии марок и моделей в середины прошлого года многим нашим согражданам стали недоступны новые автомобили. "Крутой рост произошел к марту, когда видимо, все поняли, что ничего хорошего для рынка не ожидается. Дилерский сегмент прибавил 51 процент (средняя цена 2,2 миллиона рублей), основной - 45 процентов (745 тысяч). По отношению к 2014 году авто подорожали почти в 2,5 раза", - сообщил эксперт Автостата.

При этом, видимо, даже банки поняли перспективность вторичного рынка автомобилей и стали его охотно кредитовать. Сейчас 46 процентов от всех выданных кредитов - на авто с пробегом. И это в три раза больше, чем кредитов на новые автомобили. А пять лет назад вторичный рынок кредитовался примерно на 15 процентов.

Агентство Автостат совместно с порталом Авто Mail.ru также провели опрос более полутора тысяч респондентов: почему они предпочитают подержанные машины? Итак, среди причин выбора автомобиля с пробегом лидирует недоступность нового - 56 процентов. Среди других причин - за одни и те же деньги среди подержанных можно выбрать авто более высокого класса с хорошей комплектацией (24 процента) и "меньше теряет в стоимости" (13 процентов). 7 процентов опрошенных выбирают б/у в качестве первого авто, а 9 процентов любят торговаться: при покупке нового же, как известно, торг неуместен.

62 процента респондентов предпочитают покупать авто с пробегом по объявлению в Интернете, причем их количество выросло за год на 9 процентов. К официальным дилерам обратятся только 15 процентов потенциальных покупателей, и для дилеров это должно быть очередным сигналом умерить аппетиты.

В топе предпочтений пять марок: Kia, Toyota, Lada, Hyundai и Skoda. А вот насчет китайского авто мнения разделились: 30 процентов за, 20 против и 50 колеблются, но скорее, нет. Аргументы диаметрально противоположные: от отличного качества до ужасного качества вкупе с коротким сроком беспроблемной эксплуатации. Как правило, к "китайцам" тяготеют те, кто уже на них ездил.

По словам председателя по совету РОАД по Сибири и Дальнему Востоку Дениса Пронина, сценарий развития рынка скорее негативный: заграница не поможет, импорт возобновится в лучшем случае где-то к октябрю. При этом на китайцев не стоит возлагать большие надежды, поскольку на внутреннем рынке КНР их бренды занимают лишь - сами китайцы предпочитают ездить на европейских и японских и американских авто.

Прогноз - дело неблагодарное, но, тем не менее, Сергей Удалов его сделал: скорее всего, падение рынка б/у машин будет на уровне 20-24 процента, а продажи новых снизятся на все 60.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации