Высокотехнологичные компании, в первую очередь ОПК, сейчас вынуждены переходить на отечественное инженерное ПО. Какие проблемы у них при этом возникают?
Виталий Баланчук: Раньше бизнес пользовался иностранными программными продуктами. Они дорогие, но и очень продвинутые. Если у инженера возникала какая-то проблема, он мог зайти на портал пользователя, найти аналогичную задачу, и ему помогали ее решить. Сегодня все иностранные вендоры перестали поддерживать российских пользователей. Купленный ранее софт работает, но больше не обновляется, а доступ к порталам техподдержки заблокирован. Это сильно осложнило жизнь пользователей, ведь все возникающие у них проблемы они теперь вынуждены решать самостоятельно.
Но, полагаю, для российских разработчиков в результате возникли новые возможности?
Виталий Баланчук: Да, это точка роста: появилось очень много запросов на поставку отечественного ПО - именно инженерного. Наши разработчики пока не готовы заменить весь иностранный софт, но значительную его часть - да. В частности, есть хорошие продукты для конструкционного анализа - моделирования напряжений, деформаций, течения газов, жидкостей и т. д. Для инженерного анализа производственных процессов, таких как литье, сварка, термообработка, тоже разработан отечественный софт, и хотя он не такой продвинутый, как иностранный, но есть возможности для роста. Спрос на такое ПО, а главное - его техническое сопровождение растет. Значит, будет расти и предложение.
Руководители оборонных предприятий сетуют: переучить инженеров, привыкших работать с определенным софтом, сложно, но можно. Но есть более серьезная проблема - несовместимость конструкторской документации (КД), созданной в разных программах.
Виталий Баланчук: Увы, пока никто не придумал, как ее решить. У каждого ПО свое расширение файлов, и созданные модели открываются только в этой программе. Существуют, конечно, универсальные форматы, но они не позволяют передать всю информацию, поскольку сохраняют конструкцию целиком, в виде единого тела. При этом теряется так называемое дерево построения, то есть при изменении какого-то элемента остальные не будут меняться автоматически - их придется подгонять вручную. Для небольшого производства, выпускающего простую продукцию, наверное, несущественно. Но, если требуется изменение модели сложного технического устройства, это становится серьезной проблемой.
Какие еще услуги в этой области сейчас востребованы?
Виталий Баланчук: Вырос спрос на самые разные инженерные услуги - разработку новых конструкций и технологий, изготовление прототипов, обратный инжиниринг.
Обратный инжиниринг - это когда по готовой детали создают КД, чтобы сделать аналог? Чем вызван рост спроса на него?
Виталий Баланчук: В первую очередь, необходимостью поддерживать импортную технику, а ее в России немало, в рабочем состоянии. Сегодня очень сложно купить к ней запчасти - их просто физически невозможно привезти в страну, но оборудование должно работать. Значит, эти детали нужно производить самим. Причем не изобретать что-то свое, а изготовить четко по размерам и конфигурации оригинала. Но для этого нужна техническая документация, доступа к которой сегодня тоже нет. Вот здесь как раз непаханое поле для реверс-инжиниринга.
Это выгодно для владельцев техники?
Виталий Баланчук: Конечно, стоимость зависит от геометрии, сложности детали, но в целом для предприятий это выгодно. Скажем, разработка КД на изготовление самых крупных и часто заменяемых запчастей экскаватора - ковша, зубьев ковша, стрелы, рукояти и трака - обойдется заказчику примерно в миллион рублей.
А это не будет нарушением авторских прав?
Виталий Баланчук: Вопрос непростой. С одной стороны, изделие всегда запатентовано, защищено на международном уровне. Но именно в том виде, в каком производится и поставляется. А если мы внесем ряд доработок, то это будет уже иная конструкция, хотя и повторяющая геометрию и размеры оригинальной детали, но все же другая.
В России хватает инжиниринговых центров, чтобы удовлетворить спрос?
Виталий Баланчук: Чтобы закрыть текущую потребность, их достаточно, а делать прогнозы сейчас сложно. Если иностранные компании не вернутся, спрос будет только расти. Рынок перспективный. В РФ нынешней весной было более 120 аккредитованных инжиниринговых центров - от микропредприятий до крупных институтов. Полагаю, сейчас их уже гораздо больше.
В технопарке есть условия для дальнейшего развития инжиниринговых услуг?
Виталий Баланчук: Да, мы активно работаем в этом направлении, у нас есть квалифицированные, опытные инженеры, парк оборудования, необходимое ПО. Для обратного инжиниринга имеются сканеры, софт, мощные компьютеры, вычислительный кластер, принтеры, фрезерные и токарные станки - весь этот парк современного оборудования доступен резидентам на льготных условиях.
Кроме того, приглашаем на свою площадку стартапы, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Мы готовы помогать им в привлечении средств, потому что знаем частных инвесторов и компании, которым интересно развивать такие проекты и вкладываться в них.