04.07.2022 11:04
    Поделиться

    На Урале резко вырос спрос на обратный инжиниринг

    На базе технопарка высоких технологий "Университетский" создается центр компетенций инженерного программного обеспечения. Один из резидентов недавно получил право на поставку продукта отечественного разработчика, базирующегося в "Сколково", а также на техподдержку и сопровождение его пользователей в регионе. Речь идет об инженерном ПО для моделирования производственных процессов и проведения виртуальных испытаний. О том, в каких услугах сегодня остро нуждается высокотехнологичный бизнес и готовы ли отечественные разработчики удовлетворить этот спрос, рассказал руководитель инжинирингового центра технопарка Виталий Баланчук.

    Высокотехнологичные компании, в первую очередь ОПК, сейчас вынуждены переходить на отечественное инженерное ПО. Какие проблемы у них при этом возникают?

    Виталий Баланчук: Раньше бизнес пользовался иностранными программными продуктами. Они дорогие, но и очень продвинутые. Если у инженера возникала какая-то проблема, он мог зайти на портал пользователя, найти аналогичную задачу, и ему помогали ее решить. Сегодня все иностранные вендоры перестали поддерживать российских пользователей. Купленный ранее софт работает, но больше не обновляется, а доступ к порталам техподдержки заблокирован. Это сильно осложнило жизнь пользователей, ведь все возникающие у них проблемы они теперь вынуждены решать самостоятельно.

    Но, полагаю, для российских разработчиков в результате возникли новые возможности?

    Виталий Баланчук: Да, это точка роста: появилось очень много запросов на поставку отечественного ПО - именно инженерного. Наши разработчики пока не готовы заменить весь иностранный софт, но значительную его часть - да. В частности, есть хорошие продукты для конструкционного анализа - моделирования напряжений, деформаций, течения газов, жидкостей и т. д. Для инженерного анализа производственных процессов, таких как литье, сварка, термообработка, тоже разработан отечественный софт, и хотя он не такой продвинутый, как иностранный, но есть возможности для роста. Спрос на такое ПО, а главное - его техническое сопровождение растет. Значит, будет расти и предложение.

    Руководители оборонных предприятий сетуют: переучить инженеров, привыкших работать с определенным софтом, сложно, но можно. Но есть более серьезная проблема - несовместимость конструкторской документации (КД), созданной в разных программах.

    Виталий Баланчук: Увы, пока никто не придумал, как ее решить. У каждого ПО свое расширение файлов, и созданные модели открываются только в этой программе. Существуют, конечно, универсальные форматы, но они не позволяют передать всю информацию, поскольку сохраняют конструкцию целиком, в виде единого тела. При этом теряется так называемое дерево построения, то есть при изменении какого-то элемента остальные не будут меняться автоматически - их придется подгонять вручную. Для небольшого производства, выпускающего простую продукцию, наверное, несущественно. Но, если требуется изменение модели сложного технического устройства, это становится серьезной проблемой.

    Какие еще услуги в этой области сейчас востребованы?

    Виталий Баланчук: Вырос спрос на самые разные инженерные услуги - разработку новых конструкций и технологий, изготовление прототипов, обратный инжиниринг.

    Обратный инжиниринг - это когда по готовой детали создают КД, чтобы сделать аналог? Чем вызван рост спроса на него?

    Виталий Баланчук: В первую очередь, необходимостью поддерживать импортную технику, а ее в России немало, в рабочем состоянии. Сегодня очень сложно купить к ней запчасти - их просто физически невозможно привезти в страну, но оборудование должно работать. Значит, эти детали нужно производить самим. Причем не изобретать что-то свое, а изготовить четко по размерам и конфигурации оригинала. Но для этого нужна техническая документация, доступа к которой сегодня тоже нет. Вот здесь как раз непаханое поле для реверс-инжиниринга.

    Сегодня очень сложно купить запчасти к импортной технике, но оборудование должно работать. Значит, эти детали нужно производить самим

    Это выгодно для владельцев техники?

    Виталий Баланчук: Конечно, стоимость зависит от геометрии, сложности детали, но в целом для предприятий это выгодно. Скажем, разработка КД на изготовление самых крупных и часто заменяемых запчастей экскаватора - ковша, зубьев ковша, стрелы, рукояти и трака - обойдется заказчику примерно в миллион рублей.

    А это не будет нарушением авторских прав?

    Виталий Баланчук: Вопрос непростой. С одной стороны, изделие всегда запатентовано, защищено на международном уровне. Но именно в том виде, в каком производится и поставляется. А если мы внесем ряд доработок, то это будет уже иная конструкция, хотя и повторяющая геометрию и размеры оригинальной детали, но все же другая.

    В России хватает инжиниринговых центров, чтобы удовлетворить спрос?

    Виталий Баланчук: Чтобы закрыть текущую потребность, их достаточно, а делать прогнозы сейчас сложно. Если иностранные компании не вернутся, спрос будет только расти. Рынок перспективный. В РФ нынешней весной было более 120 аккредитованных инжиниринговых центров - от микропредприятий до крупных институтов. Полагаю, сейчас их уже гораздо больше.

    В технопарке есть условия для дальнейшего развития инжиниринговых услуг?

    Виталий Баланчук: Да, мы активно работаем в этом направлении, у нас есть квалифицированные, опытные инженеры, парк оборудования, необходимое ПО. Для обратного инжиниринга имеются сканеры, софт, мощные компьютеры, вычислительный кластер, принтеры, фрезерные и токарные станки - весь этот парк современного оборудования доступен резидентам на льготных условиях.

    Кроме того, приглашаем на свою площадку стартапы, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Мы готовы помогать им в привлечении средств, потому что знаем частных инвесторов и компании, которым интересно развивать такие проекты и вкладываться в них.

    Поделиться