Минобрнауки разработало новую систему оплаты труда ученых

Минобрнауки представило проект новой системы оплаты труда ученых. Она разработана по поручению президента страны по итогам одного из заседаний Совета по науке и образованию, состоявшегося в 2021 году. Тогда научный сотрудник из Новосибирска Анастасия Проскурина, лауреат премии для молодых ученых, рассказала, что ее зарплата составляет 25 тысяч рублей, а с учетом всех надбавок 32 тысячи. Насколько проект новой системы оплаты труда ученых решает проблему? Об этом корреспондент "РГ" беседует с председателем Всероссийского профсоюза работников РАН Михаилом Митрофановым.

Михаил Юрьевич, ваш профсоюз постоянно обращался в самые высокие инстанции, говорил о ненормальной ситуации с зарплатами ученых. О том, что существующая система несправедлива, так как одна и та же работа специалистов одной и той же квалификации оплачивается по-разному. Как вы оцениваете разработанный в министерстве проект? Мы больше не услышим, что зарплата российского исследователя составляет 25 тысяч рублей?

Михаил Митрофанов: Уверен, что ничего похожего уже не будет. Дело в том, что в новом проекте вводится понятие базового оклада. Это минимальная для всех регионов заработная плата ученых, занимающих одни и те же должности. Конкретные цифры еще будут уточняться, но, несомненно, она окажется существенно больше, чем сейчас.

Вводится понятие базового оклада. Это минимальная для всех регионов заработная плата ученых, занимающих одни и те же должности

В чем суть новой системы? Разработана сетка должностей, в ней 15 позиций или разрядов. В нее включены не только научные сотрудники, но и завлабораториями и отделами, инженеры-исследователи, техники-проектировщики и многие другие, кто занимается исследованиями. Зарплата этих людей привязана к федеральному МРОТ. Она варьируется в зависимости от разряда в сетке - от 1,5 МРОТ до 4 МРОТ. Что касается непосредственно научных сотрудников, то здесь нижняя планка 2,5 МРОТ. Повторяю, речь идет о минимальной зарплате ученого, средняя будет выше.

Итак, справедливость восторжествует, ученые, наконец, получат гарантированную нормальную зарплату, смогут спокойно заниматься наукой, а не искать подработку на стороне?

Михаил Митрофанов: Поэтому мы в целом одобрили проект, так как он позволит недофинансированным научным организациям получить из бюджета дополнительные средства на оплату труда сотрудников. Но остались подводные камни...

Понимаете, добавку получат не все, а только те, у кого денег на "минималку" не хватает. А вот самые успешные, кто крутится, имеет внебюджетные источники финансирования, у кого и сейчас высокие зарплаты могут, по логике проекта, обойтись.

Вроде бы логично. Бюджет ведь не резиновый...

Михаил Митрофанов: С одной стороны, вы правы. Но и внебюджетка - не константа. Она сегодня есть, а завтра нет. Особенно сейчас, когда ситуация в экономике меняется чуть ли не каждый день. Вам посчитали зарплаты, исходя из одной ситуации, но она может резко ухудшиться, и что тогда делать? А платить надо регулярно. И тогда работников придется выводить за штат, переводить на краткосрочные договорные отношения. Поэтому мы настаиваем, чтобы внебюджетка либо полностью, либо в значительной мере была исключена из расчета базы и финансирование напрямую обеспечивалось из бюджета.

Есть еще один момент, на который мы обращаем внимание. Проект решает вопрос с зарплатами работников научной и научно-технической сферы, но за бортом остаются инженеры-электрики, механики и многие другие , от которых зависит состояние сложнейшего оборудования. Они полноправные участники многих исследований. Мы предлагаем включить их в разрядную сетку.

Как и когда будет вводиться новая система оплаты? Сколько на это предполагается выделить средств?

Михаил Митрофанов: Первоначально ее планируется обкатать в семи регионах: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской областях, Краснодарском и Приморском краях, Республике Саха. По самым грубым оценкам, на реализацию новой системы оплаты труда будет выделено три миллиарда рублей. Но эта цифра скорей всего будет скорректирована в зависимости от многих факторов, в том числе и от того, учтут ли наши предложения.

Что касается сроков, то первоначально предполагалось завершить разработку проекта и представить его в правительство к лету, а реализацию начать осенью. На данный момент подготовка документа выбилась из графика, но надеюсь, что осенью "пилот" все же стартует.