11.07.2022 14:21
Поделиться

Как феминизм при коронавирусе оккупировал кино: "Последняя дуэль"

Вторая глава нашего цикла о расцвете феминизма в кино ковидного периода посвящена исторической драме Ридли Скотта "Последняя дуэль". Если "Род мужской" оставлял возможность для различных трактовок, почву для дискуссии, то сэр Ридли высказался однозначно, если не сказать однобоко, что особенно обескураживает при заявленной "расёмоновской" концепции, которая призвана представить точку зрения каждого из участников.
kinopoisk.ru

Новеллы от лица Жана де Карружа и Жака Ле Гри можно было смело вырезать без потерь для повествования. Очевидно, их сохранили, исходя из принципа, что трижды повторенное - в три раза правдивее. Впрочем, и с первого раза понятно, что для обоих Маргарита - красивый предмет интерьера, удобная партия и инкубатор для ребёнка: в изнасиловании жены Карруж видит лишь попытку оскорбить его собственную честь. А Ле Гри, принуждая даму к сексу, руководствуется дремучим (по нынешним меркам) булановским парадоксом "да - это нет, а нет - это да".

В эпоху "смерти автора", на могиле которого можно сколь угодно спекулировать о произведении, раскапывая новые смыслы, Скотт развернул плакатную агитку, вдалбливающую неразумному зрителю "единственную правильную" версию - женщина испокон веков пребывает в состоянии жертвы; угнетатели-мужчины превратили её в собственность, наделив обслуживающими функциями, низведя до состояния домашнего питомца, которого время от времени вовсе выталкивают в хлев в статусе козы отпущения. Топорная метафора несчастной кобылы, страдающей от похотливых жеребцов, под стать сермяжному бескомпромиссному нарративу.

За 40 лет господин Скотт проделал путь от оригинала и бунтаря, воспевшего нестандартных сильных женщин в культовых "Чужом" и "Тельме и Луизе", до плоского адепта мейнстрима, проигнорировав заветы Марка Твена и примкнув к толпе, которая не может быть права по определению. От конструктивного подхода - восхваления и поощрения героинь - он перешел к деструктиву, плаксиво жалуясь на злых мужланов.

Сэр Ридли вообще в последнее время всё чаще жалуется: на кинокомиксы, критиков, на мужчин, на аудиторию, не оценившую, помимо "Последней дуэли", и другой недавний опус "Дом Gucci", в котором автор снова пытается раскопать пресловутую женскую правду и чуть ли не оправдать убийцу. От такого союзника адекватные феминистки предпочтут откреститься. Ну а радикальным травмированным "обиженкам" престарелый мастер не сможет угодить просто в силу наличия первичных половых признаков.

Встав в оппозицию к своему знаменитому однофамильцу Вальтеру, романтизировавшему средневековых рыцарей, сэр Ридли, явно прошляпив момент, очутился в самом конце очереди на деконструкцию исторических мифов. В неприглядной изнанке быта бравых воинов прошлого издыхающий патриархат давно признался и покаялся. Абсолютно непонятно, для чего тыкать в лицо современным затюканным мамкиным хикканам засаленной попоной их грубых и жестоких предков.