Азарий Михайлович, родной брат Майи Плисецкой, родился при самых трагических обстоятельствах. Его отец был арестован. Он узнал, что у него родился младший сын, но так никогда и не увидел его. В обмен на звонок домой Михаил Плисецкий подписал все бумаги обвинения и был вскоре расстрелян. А маму свою Азарий невольно спас: когда ему было несколько месяцев, красавицу Рахиль тоже арестовали, вернее, их забрали вместе. Вместе они отправились по этапу. И грудной малыш Азарий уберег свою мать от самых тяжелых работ.
Из АЛЖИРа - лагеря, где сидели жены врагов народа - их спасла тетя Азария, сестра Рахили, знаменитая балерина Большого театра Суламифь Мессерер. Это она сперва смогла вытащить их на поселение, а потом и привезти в Москву поздней весной 41-го года, приютив в одной из своих двух комнат в коммунальной квартире на Петровке.
Но буквально через два месяца началась Великая Отечественная война, и Суламифь смогла отправить своих родных в эвакуацию. А по возвращении в Москву была уже другая жизнь. Сначала Азарий поступил в ЦМШ. Но потом перевесил балет. А как иначе, когда и брат Алик, и сестра Майя, и тетя Мита (Суламифь), и дядя Асаф - все жили только этим искусством. Хотя при других обстоятельствах Азарий Михайлович мог бы стать прекрасным инженером, изобретателем, летчиком. Он всегда увлекался моделированием, мальчишкой познакомился со знаменитым авиаконструктором Александром Сергеевичем Яковлевым. С 1957 года он водит автомобиль, умеет управлять катером и даже самолетом. И видео снимает прекрасно - опыт в этом деле у него колоссальный (для первой кинокамеры в Москве невозможно было найти восьмимиллиметровую пленку, и он сам резал 16 мм).
По окончании училища в Большой его сперва не приняли - слишком много Плисецких. Но через несколько месяцев ситуация изменилась: Ольга Васильевна Лепешинская взяла молодого исполнителя под крыло. С ней Плисецкий побывал в первых заграничных поездках Китай, Монголия, потом США, Франция и другие страны.
А в начале 70-х он получил неожиданное предложение - оказать братскую помощь Кубе и помочь там процессу становления классического балета. Выбор оказался идеальный. Азарий Михайлович мог и сам выступать (был партнером Алисии Алонсо), и уроки давать. Он быстро выучил язык. Ему мы косвенно обязаны и тем, что в Москве появился балет "Кармен-сюита" с блистательной Майей Плисецкой. Ведь именно из-за письма брата Майя Михайловна отправилась в Лужники смотреть спектакли кубинских гастролеров. Десять лет работы на Кубе Азарий Михайлович рассматривает как лучшие годы своей жизни. Как он сам говорил:
- Я как будто вернулся в молодость наших отцов, когда есть вера, энтузиазм, стремление создавать что-то новое. Ведь это так захватывает, когда ты первый, может быть, и не лучший, но первый.
К слову, руководство страны с большим вниманием относилось к своим артистам. Лидеры Кубы бывали на спектаклях, устраивали приемы, приглашали в гости. Азарий Михайлович общался с Фиделем Кастро, знал Че Гевару. На Кубу приезжали балетные компании. Там он познакомился с выдающимися французскими хореографами - Роланом Пети и Морисом Бежаром.
Когда тетя Суламифь в самом конце 80-х решила остаться в Японии, Азария Михайловича срочно вернули в Москву. Он сотрудничал с театром Касаткиной и Василева, осуществлял для российских артистов постановки, неизвестные здесь. И это воспринималось на ура.
Отдельная страница его творческой биографии - Япония, где он не только работал как педагог, но сделал постановки балетов "Дон Кихот"" "Дама с камелиями", "Ромео и Джульетта". Некоторое время он работал в Марселе у Ролана Пети, а потом уехал к Морису Бежару. Рядом с ним он трудился не один десяток лет и после кончины Бежара живет и работает в Лозанне в его компании, которую теперь возглавляет Жиль Роман. Выдающимися педагогом классического танца его считают Михаил Барышников и Джон Ноймайер.
Азарий Михайлович часто возвращается в Россию - дает классы в Большом и Мариинском.
Когда-то первые слова Азария были "хочу за зону". И, как признается юбиляр в своей книге мемуаров, вышедшей четыре года назад в издательстве Елены Шубиной, это желание всегда в нем живет - ему всегда хочется открывать новые горизонты, покорять новые вершины. Получать новые впечатления. Кажется, несколько лет назад жена подарила ему на день рождения то, о чем он мечтал - прыжок с парашютом. Есть у него теперь и этот опыт. Бывая в Москве, Азарий Михайлович всегда стремится посмотреть театральные новинки, побывать на художественных выставках, пообщаться с друзьями. В Лозанне или в Москве их с Любой хлебосольный дом всегда открыт для гостей.
Азария Плисецкого не назовешь революционером. Он не любит судить, а тем более осуждать людей, он не хочет иметь дело с ханжеством и терпеть не может навязанных догм. Он умеет вежливо обойти острые углы конфликтов или идеологического давления. Один из лучших педагогов классического танца, он всегда преданно занимался своим. Он любит людей и любит жизнь.
Вопрос Эриха Фромма "иметь или быть" для Азария Михайловича риторический - только быть!
P. S. На телеканале "Культура" начался показ четырехсерийного фильма к 85-летию Азария Плисецкого "Жизнь делает лучше, чем ты задумал".