20.07.202216:22

Эксперт: Авторынок спасут программы поддержки спроса

Для автомобильного рынка нынешний год складывается по-особенному даже в сравнении с теми годами, когда уже наблюдался сильный спад, как, например, в 2014-2015 гг. Потому что условно первое полугодие можно разделить на две части: январь-февраль, когда падение было мягким - 11-12 процентов, и март-июнь, когда всё, собственно, и рухнуло.

Виталий Тимкив/РИА Новости

В итоге по состоянию на конец июня ситуация такая: в сегменте легковых спад продаж 56 процентов, в легком коммерческом - 39 процентов, в сегменте грузовом (средне-и крупнотоннажный транспорт) падение составило 19 процентов.

Такие данные привел директор аналитического агентства Автостат Сергей Целиков. Прибавку в 5 процентов продемонстрировал лишь рынок автобусов, но их продажи, как известно, определяются в основном госзаказом. В общем и целом рынок пал на 52 процента за первую половину года.

При этом массовый сегмент потерял 55, премиальный 61 процент. В "зеленой" зоне всего два бренда, рассказал Сергей Целиков, и у обоих в прошлом году была очень низкая база. Так, в доступном сегменте Exeed (начал продаваться в России только в конце 2021 года) прибавил аж 251 процент, в "премиалке" Genesis - 87%. Остальные все в минусе. Но если китайские бренды потеряли всего 10-20 процентов от объемов продаж 2021 года, то европейцы упали ниже некуда, и скорее всего в ближайшее время даже с учетом параллельного импорта сильно не поднимутся. Очень сильно - на 62 процента - просела Lada, сначала из-за отсутствия машин, потом из-за высокой цены, но она от месяца к месяцу будет наверстывать упущенное, считает эксперт.

Среди моделей лидером на рынке в первой половине 2022 года стал Haval Jolion, чьи продажи выросли в шесть раз, аутсайдером Lada Granta со спадом в 69 процентов.

Данные от агентства Автостат подтверждают и автодилеры. "Общий спад по продажам автомобилей премиум-сегмента более 60 процентов, однако по бренду BMW зафиксирован самый низкий показатель падения - 17 процентов. Дефицит авто достаточно острый, самые востребованные комплектации подходят к концу. В целом автомобилей, ввезенных через официальные каналы, хватит примерно до конца года", - сообщил "РГ" гендиректор ГК Автодом Андрей Ольховский.

При этом в выигрышном положении оказываются импортеры китайских брендов, которые продолжают поставки, продолжил он. Сейчас рыночная доля автомобилей из Китая составляет 13 процентов, в РФ работают 723 дилера. У китайских автомобилей довольно большой потенциал на российском рынке, но в долгосрочной перспективе лидерство может обеспечить только локализация производства. Российские автодилеры подали заявки в крупные представительства брендов HAVAL, CHERY, Geely, Changan на то, чтобы стать официальными дилерами китайских автомобильных марок, уже представленных в стране. В будущем, возможно появление официальных дилерских центров новых, менее распространенных брендов FAW, Dongfeng и Lifan, считает Ольховский.

"Самый высокий спад по автомобилям массового сегмента фиксируется по брендам SKODA и Volkswagen (-72 процента), далее идут KIA (-58%), Hyundai (-56%) и Nissan (-50%). А по авто из Китая фиксируется самая высокая динамика продаж по стране по сравнению с 2021 годом: Geely (-16%), Haval (-28%), Chery (-27%), Exeed (+251%), - рассказал гендиректор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич.

При этом на глубоко падающем рынке, сообщил Сергей Целиков, есть один растущий сегмент - это электромобили. Продажи новых составили 1278 штук за полгода (+53%), но общая доля э-каров (менее процента), конечно, на общую динамику рынка не влияет. В ТОП-10 продаж "электричек" также проникли два китайских бренда - Byd и Jac.

Что касается самого интересного - прогноза дальнейшего развития рынка - то сейчас, по мнению главы Автостата, он не зависит ни от курса рубля, ни от курса нефти. А скорее от политических и экономических факторов - то есть снятия санкций и роста покупательской способности. А также стимулирования спроса: адекватных цен на авто (средневзвешенная цена нового авто с начала года выросла на 23 процента и составляет сейчас 2,3 миллиона рублей), роста импорта, доступности автокредитов, расширения госпрограмм поддержки. Тогда, возможно, авторынок сможет оттолкнуться от дна, считает Целиков. Средний прогноз Автостата по году - 600 тысяч автомобилей, то есть сокращение рынка в 2,5 раза (1,5 миллиона авто продано было в 2021 году). Но не исключен и пессимистический прогноз: на уровне 500-540 тысяч. Для оптимистичного сценария пока не видно поводов.

Дилеры солидарны с экспертом и также склоняются в сторону негативного развития событий. Так, Андрей Ольховский считает, что продажи по году составят 500-550 тысяч штук, а Андрей Терлюкевич и вовсе остановился на 470-500 тысячах. "Спрос ограничен неуверенностью потребителя в завтрашнем дне, высокими ставками по кредитам и ценами, которые в свою очередь обусловлены дефицитом автомобилей. Сейчас ключевая задача дилеров - наладить поставки новых автомобилей тех брендов, которые ушли с рынка, но остаются востребованными у потребителей", - резюмировал он.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации