26.07.202217:01

Исследование: Большинство россиян мечтает о загородном доме

Три четверти активного трудоспособного населения (82 процента) хотело бы приобрести собственный загородный дом. Только 9 процентов не интересуются загородной недвижимостью, а еще 10 процентов пока не определились. Такие данные приводит в своем исследовании Почта Банк. При этом те, кто задумывается о приобретении или строительстве собственного дома, готовы сделать это на кредитные средства - так ответил 71 процент респондентов.

Сергей Михеев/РГ

И не только готовы, но уже активно это делают. Так, по данным сервиса ДомКлик, в первом полугодии этого года Сбербанк выдал 6,5 тысяч ипотечных кредитов на объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС) на сумму 26,95 миллиарда рублей - это больше, чем за весь прошлый год. Для сравнения, в первом полугодии 2021 года было выдано 3,19 тысяч кредитов на ИЖС на сумму 8,11 миллиарда рублей. А за весь 2021 год банк выдал кредитов на сумму 24,3 миллиарда рублей.

Согласно данным Почта Банка, почти четверть опрошенных (23 процента) готовы приобрести или приступить к строительству дома уже в этом или следующем году, 54 процента не собираются пока этого делать и еще 23 процента пока обдумывают этот вопрос.

Собственный загородный дом большинство респондентов (66 процентов) планирует использовать для постоянного проживания, 25 процентов собираются приезжать по выходным и в отпуске, 6 процентов будут пользоваться домом исключительно в период летнего отдыха, а один процент - для ведения приусадебного хозяйства.

Эксперты рынка загородной недвижимости отмечают, что спрос на готовые дома в Подмосковье во всех сегментах, а также на участки без подряда высок и продолжает расти.

"Пандемия, а также трудности с зарубежными поездками изменили предпочтения россиян, - говорит директор департамента жилой недвижимости компании Penny Lane Realty Сергей Колосницын. - Сегодня большинство тех, кто раньше не задумывался о переезде или даже временном проживании за городом, хотят приобрести или построить дом, в котором, при необходимости, можно жить всей семьей круглый год. Для большинства собственный дом в Подмосковье - тихая гавань на случай очередной пандемии и беспроигрышный вариант отпуска для всей семьи".

Растущий спрос неизбежно подогревает и цены. Так, по данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, средняя стоимость коттеджа/участка с подрядом на конец июля 2022 года составляет 26,5 миллиона рублей (плюс 2 процента за год), таунхаусов и дуплексов - 31,2 миллиона рублей (плюс 81 процент за год), участка без подряда - 4,1 миллиона рублей (плюс 9 процентов за год).

"Наибольшим потенциальным спросом пользуются коттеджи в организованных поселках со всей необходимой для комфортной жизни и отдыха инфраструктурой, - отмечает руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. - Однако вследствие нехватки готовых домов на первичном рынке и завышенных цен на "вторичке" многим приходится приобретать участки без подряда".

Средняя стоимость предложений экономкласса составляет 1,9 миллиона рублей (плюс 23 процента за год), комфорт-класса - 8 миллионов рублей (плюс 5 процентов за год), бизнес-класса - 22,6 миллиона рублей (плюс 41 процент за год), элитной недвижимости - 108,2 миллиона рублей (минус 8 процентов за год).

На первичные объекты экономкласса приходится 80 процентов спроса, на комфорт-класс - 15 процентов, на бизнес-класс - 3 процента, на элитные объекты - 2 процента.

Если еще несколько лет назад покупка или строительство загородного дома рассматривалась большинством москвичей преимущественно в ближнем Подмосковье (в пределах 40 километров от МКАД), то сегодня так называемые "дальние дачи" (более 40 километров от МКАД) завоевывают все большую популярность. Причем это справедливо для всех сегментов - от эконом до элитного. В дешевом сегменте чем дальше находится участок или дом, тем ниже цена. Из-за растущих цен этот фактор привлекает тех, кто давно мечтал о собственном доме, но не может позволить себе подходящий объект в ближнем Подмосковье. Для элитного сегмента существенная удаленность от МКАД означает возможность получить иной формат отдыха и досуга, сменить привычные подмосковные виды на что-то более оригинальное.

"Для аудитории высокобюджетного рынка "дальняя дача" - это формат курорта "Завидово", - говорит Сергей Колосницын. - На первый взгляд, 100 километров - это очень далеко от Москвы, но зато там достойный уровень комфорта. Приобретая там недвижимость человек "покупает" и досуг, и развлечения, и сервис, и природу, и качественный дом/участок/апартаменты. Думаю, такого рода курорты будут набирать все большую популярность на фоне ограниченных возможностей отдыха за границей".

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации