Наибольший результат показали респонденты возрастной группы 45-54 лет и 55+ (58 и 53 процента соответственно), наименьший - группа респондентов 18-24 лет (22 процента). Из городов федерального значения лидером по готовности перейти на отечественные товары стала Москва - здесь покупать их готова половина опрошенных. В Санкт-Петербурге таких оказалось 37 процентов.
Среди предпочитающих отечественные продукты питания лидируют респонденты Уральского и Сибирского федеральных округов - здесь 52 процента опрошенных заявили о готовности полностью перейти на них. Наиболее популярными продуктами отечественного производства оказались растительное масло и мясо: 62 процента респондентов предпочитает в этих категориях выбирать локальные бренды. 52 процента опрошенных предпочитают отечественные кондитерские изделия. Затем в шкале предпочтений идут российские овощи и фрукты (51 процент), макароны (41) и безалкогольные напитки (34 процента).
Детские товары, в том числе детское питание, отечественного производства выбирает 41 процент опрошенных женщин с детьми дошкольного возраста. Отечественные аналоги корма для животных предпочитают четверть опрошенных владельцев. "Популярность отечественных товаров растет последние несколько лет, - пояснил "РГ" председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. - Причин несколько: рост качества наших товаров, доступные цены и желание поддержать отечественную экономику. Особенно ярко потребительский патриотизм проявляется в регионах, где высок уровень доверия и лояльности людей к местному производителю. Федеральные торговые сети учитывают этот фактор и расширяют присутствие региональных товаров на полках через программы сотрудничества с фермерами и представителями малого и среднего бизнеса. Сегодня на товары локальных производителей приходится более 30 процентов реализуемой в федеральных сетях молочной продукции и 24 процента кондитерских изделий. Также востребованы локальная алкогольная, масложировая продукция и безалкогольные напитки".
К наиболее качественным непродовольственным российским товарам опрошенные россияне отнесли предметы одежды и постельное белье. В целом большинство респондентов (71 процент) на этикетках обращает внимание на место производства товара: это больше интересует женщин (40 процентов против 32 среди мужчин) и людей старшего возраста (41 процент старше 45 лет). Совсем не обращают на это внимание только 14 процентов опрошенных. 63 процента респондентов отметили, что ассортимент отечественной продукции на полках магазинов за последние три месяца заметно увеличился.
Эксперты, которых "РГ" попросила прокомментировать итоги опроса, отмечают рост интереса и к более широкому кругу отечественных товаров и услуг. Например, директор по продуктовому маркетингу компании МойОфис Петр Щеглов констатирует более широкое распространение российского ПО. "Этому способствует то, что отечественные разработчики программного обеспечения могут гарантировать функциональное развитие решений и оперативное устранение уязвимостей, - отмечает эксперт. - Отечественное ПО обеспечит должную защиту не только от несанкционированного воздействия на системы, но и устранит зависимость от политической конъюнктуры. Переход на него повысит уровень безопасности критических информационных инфраструктур. Кроме того, сотрудники технической поддержки, расположенной в России, могут оказать действительно квалифицированную помощь с учетом местной специфики".
"Основная мотивация - отечественные товары дешевле, - уверен директор по развитию платформы TENCAR по аренде автомобилей Глеб Лубенников. - Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене выше, чем его зарубежные аналоги. Возьмем авторынок: главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Кроме того, с ними нет проблем с последующим ремонтом, запчастями. А еще отечественный автомобиль в будущем легче сбыть с рук. В нынешних условиях производителям нужно постараться сохранить эти преимущества".
"Одной из причин изменения предпочтений потребителей является и рост количества продавцов на онлайн-площадках, - считает генеральный директор операционного партнера маркетплейсов XWAY Антон Ларин. - В связи с уходом из России многих иностранных брендов у российского предпринимателя появилась возможность занять освободившиеся ниши с помощью маркетплейсов. Для бизнеса выгода оказалась очевидна: отпала потребность в аренде складских помещений, появились варианты оптимизации расходов на логистику и маркетинг, а также доступ к многомиллионной лояльной аудитории. Кроме того, сами покупатели стали чаще присматриваться к маркетплейсам как к площадкам, на которых можно найти замену ушедшим брендам".