"Чтобы Северный морской путь действительно стал новым мировым транспортным коридором, чтобы движение по нему было экономически целесообразным и безопасным, предстоит сделать очень многое. Надо построить новые ледоколы, спасательные и вспомогательные суда, создать терминалы для реализуемых крупных инвестиционных проектов", - отметил вице-премьер Юрий Трутнев.
План включает более 150 мероприятий на пять разделов: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства по Севморпути, а также управление и развитие судоходства по СМП.
В разделе "Грузовой и ледокольный флот" - планы по строительству пяти серийных атомных ледоколов, головного ледокола проекта "Лидер", дополнительных четырех ледоколов с битопливной энергетической установкой. Будут построены грузовой флот арктического класса для вывоза продукции проектов освоения месторождений в Арктике, флот снабжения для грузов северного завоза, контейнеровозов для транзитной контейнерной линии.
Для организации безопасности судоходства по Северному морскому пути планируется создать арктическую спутниковую группировку мониторинга гидрометеорологической обстановки и радиолокационного наблюдения, а также разместить подразделения МЧС в Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке. Для управления и развития судоходства будут запущены информационные и цифровые услуги в арктических акваториях.
Если говорить про создание инфраструктуры, то наибольшее внимание уделено Мурманской области: строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа, развитие транспортных узлов, строительство специализированного терминала навалочных грузов (терминал Тулома), реконструкция объектов третьего грузового района морского порта Мурманск. Также в рамках плана развития СМП планируется развитие Архангельского транспортного узла, строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае, а также создание западного и восточного портов-хабов для транзитной линии с российским оператором.
Реализация этих проектов должна поспособствовать организации круглогодичной навигации по СМП уже в 2024 году.
Успех большинства крупнейших проектов наших компаний в Арктике после ухудшения отношений России и стран Запада стал напрямую зависеть от начала круглогодичного судоходства по СМП в восточном направлении. Причем в наибольшей степени это касается проектов, которые должны обеспечить подавляющую часть грузопотока по СМП - добычи нефти и угля, а также производства сжиженного природного газа (СПГ). Если раньше можно было рассчитывать на экспорт хотя бы части этой продукции в Европу посредством трубопроводов, железнодорожного транспорта или морем, то теперь поставки угля и нефти уже ограничены западными санкциями. СПГ пока под запрет не попал, но, учитывая нарастающее давление на нашу страну, покупатели из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - более надежные торговые партнеры для российских компаний.
Самый большой объем загрузки СМП должен дать "Восток Ойл" - проект по добыче нефти компании "Роснефть". Несмотря на объявление иностранных инвесторов о выходе из этого проекта, на сроках его реализации это никак не должно сказаться.
Этот проект уже вступил в фазу промышленной эксплуатации и в перспективе станет крупнейшим поставщиком энергетического сырья на мировые рынки, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Ресурсная база "Восток Ойл" достигает 6,2 млрд тонн нефти. Причем при планировании проекта изначально закладывалось, что для него потребуются именно отечественные технологии и оборудование, разработка которых активно ведется, уточняет эксперт.
По плану развития СМП уже в 2024 году "Восток Ойл" должен обеспечить грузопоток в 30 млн тонн нефти. К 2030 году показатель должен вырасти до 100 млн тонн, то есть две трети от целевых показателей загрузки.
Сложнее со строительством заводов по производству СПГ. Они к 2024 году должны обеспечить грузопоток по СМП почти на 33 млн тонн, а к 2030 году - до 64 млн тонн. Все проекты реализует компания "Новатэк". Завод "Ямал СПГ" (19,7 млн тонн) уже успешно работает. Также планируется построить два крупнотоннажных предприятия - "Арктик СПГ-2" в 2023-2026 годах и "Арктик СПГ-1" в 2027-2031 годах, а также Обский газохимический комплекс (Обский ГХК) в 2024-2026 годах, который будет производить помимо СПГ аммиак и водород.
Последнее предприятие будет использовать российское оборудование, в том числе для производства СПГ - технология "Арктический каскад". Она уже используется на четвертой линии завода "Ямал СПГ", ее мощность - 0,9 млн тонн в год.
А вот для "Арктик СПГ-2" и "Арктик СПГ-1" требуется крупнотоннажная технология сжижения газа. Пока такого оборудования в России не производят, а иностранное находится под санкциями Евросоюза и США. Поставки его в нашу страну запрещены. Для разработки и испытаний крупнотоннажной отечественной технологии нужно время - как минимум год. Первая очередь завода "Арктик СПГ-2" почти построена с использованием иностранного оборудования, и едва ли что-то помешает запустить ее в 2023 году. Пуск второй линии ожидается в 2024 году. Будет ли на ней использоваться отечественная крупнотоннажная технология или несколько среднетоннажных установок, пока неизвестно.
Для успешной реализации проектов по добыче угля и в сфере металлургии никаких технологических препятствий нет. Но фактически сейчас полноценная круглогодичная навигация по СМП стала обязательным условием для реализации этих проектов, как и планов по строительству заводов СПГ, а также проектов по добыче угля и нефти.