Типичные для российских городов транспортные системы - это длинная центральная улица с короткими ответвлениями или радиально-кольцевая планировка уличной сети. Именно эти типы считаются самым проблемными для организации дорожного движения: люди движутся по ним в одних направлениях - в центр или на окраины. При этом каждый населенный пункт России уникален, и к каждому проектировщики должны применять наиболее эффективные решения для того, чтобы избежать транспортного коллапса и организовать движение максимально удобно.
Современные технологии позволяют внедрять в городах с плотным трафиком интеллектуальные транспортные системы (ИТС) - новый инструмент управления транспортными потоками и часть цифровизации транспортной инфраструктуры.
"ИТС - это сложная система управления транспортным комплексом, дорожно-транспортной обстановкой и инфраструктурой, которая выполняет свои функции именно в транспортной сфере, в том числе, в сфере транспортной безопасности, - рассказывает руководитель направления транспортного консалтинга ГК "Урбантех" Алексей Занчурин. - В основе этой системы лежат сложные математические модели, механизмы работы с данными и вероятностями. ИТС помогают разработать индивидуальный проект организации дорожного движения буквально для каждой улицы и подстроить его под изменения трафика".
Проект по внедрению интеллектуальной транспортной системы сейчас реализуется в Дагестане - регионе с довольно высоким уровнем аварийности.
Для начала аналитики изучили открытую статистику: согласно данным, самая частая причина ДТП в Махачкале - выезд на "встречку", проезд перекрестков не по правилам и вождение в нетрезвом состоянии. На первом этапе внедрения ИТС в столице региона модернизировали светофоры, установили детекторы транспорта, внедрили модули координированного управления светофорами, управления маршрутами общественного транспорта и подсистемы видеонаблюдения. "Это дало возможность контролировать дорожный трафик, запускать адаптивные режимы работы светофоров с учетом загруженности улиц в режиме реального времени, а также круглосуточно получать данные о ситуации на дорогах", - объясняет Алексей Занчурин.
Глава Махачкалы Салман Дадаев считает, что внедрение ИТС уже дает ощутимые результаты. "Недавно был протестирован адаптивный режим работы светофорных объектов, и теперь благодаря данным с детекторов транспорта светофор в автоматическом режиме рассчитывает продолжительность горения зеленого сигнала для разных направлений, - рассказал градоначальник. - Уже сейчас зафиксировано увеличение пропускной способности пересечения на 15 процентов, а это значит, что водители смогут проезжать быстрее, а пешеходы не будут долго ждать возможности перейти улицу: максимальное время ожидания на переходе составляет 45 секунд, а минимальное - всего 30".
Эффективность работы ИТС в Махачкале налицо: например, на проспектах Петра I и Расула Гамзатова удалось наладить "зеленую волну" светофоров и в результате повысить пропускную способность в утренний и вечерний часы-пик на 14 и 12 процентов соответственно. Кроме того, в режиме нон-стоп работает центр управления дорожным движением (ЦУДД), который позволяет операторам онлайн контролировать загруженность улиц, оперативно реагировать на ДТП и мониторить движение общественного транспорта.
Но российские дороги без ДТП зависят не только от систем искусственного интеллекта, напоминают их разработчики. Важно, чтобы житель любого возраста знал правила дорожного движения, понимал знаки, принцип работы светофоров, пользовался пешеходными переходами и островками безопасности.
Справка
14 августа 1893 года в Париже выдали первую "справку о способности управлять транспортным средством с механическим мотором". Но первые правила придумали вовсе не французы. Еще в 50-е годы до нашей эры Римская Империя ввела график для проезда экипажей, колесниц и частных повозок, иногородним въезд в Рим и вовсе был запрещен. Перекрестки тогда проезжали довольно экстравагантно: перед экипажами знатных римлян бежали скороходы, расчищали путь и организовывали проезд. Но на современные ПДД оказали влияние и другие старинные традиции. Например, правостороннее движение в материковой Европе обусловлено правосторонним разъездом средневековых рыцарей, а левостороннее движение Великобритании, Индии, Японии и некоторых других стран объясняется регламентом движения морских судов середины прошлого тысячелетия.