Трагедия в учебном центре ВДВ в Омске произошла семь лет назад - в июле 2015 года. Вечером часть крыши и стены рухнула прямо на военнослужащих, находившихся в казарме. Погибло 24 десантника, более 20 ребят получили тяжелые увечья, многие стали инвалидами.
Расследование по уголовному делу шло пять долгих лет. Еще два года длился судебный процесс. За это время истек срок давности по основному эпизоду уголовного дела. По закону обвиняемых освободили от наказания по части 3 статьи 216 УК РФ -"Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекших смерть двух или более лиц".
Однако избежать ответственности за гибель молодых ребят им не удалось.
На скамье подсудимых оказались одиннадцать человек. В их числе бывший командир войсковой части 64712 полковник Олег Пономарев и бывший его заместитель по тылу полковник Владислав Пархоменко, заместитель руководителя регионального управления заказчика капстроительства Центрального военного округа Минобороны Александр Савустьян, старший инженер-инспектор инспекции технического надзора РУЗКС ЦВО Евгений Криворучко, директор "РемЭксСтроя" Александр Дорофеев, бывший руководитель проекта "РемЭксСтроя" Дмитрий Баязов и пять бывших сотрудников Спецстроя России и его подразделений - Алексей Дубинин, Игорь Титарев, Федор Ержанин, Николай Гашенко и Григорий Годнюк.
В зависимости от роли каждого им были предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем такие же последствия, мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения и в особо крупном размере и других преступлениях.
Следствие установило, что причиной обрушения стала некачественная кладка стен при строительстве и ошибки при ремонте.
Казарма в поселке Светлом была построена в семидесятых годах прошлого. века с нарушениями. В 2012 году здание признали аварийным и начали его капремонт. При этом деревянные полы в казарме заменили на бетонные, существенно увеличив нагрузку на строительные конструкции и уменьшив несущую способность простенков первого этажа.
Это произошло в результате многочисленных нарушений требований безопасности как со стороны заказчика, так и генподрядчика и субподрядных организаций. Командование части, скрыв факт некачественного выполнения ремонта от вышестоящего начальства, распорядилось казарму заселить.
Последний субподрядный договор был заключен в мае 2015-го, а 12 июля произошла трагедия.
- При расследовании было установлено, что из-за некачественно проведенного капремонта, который обошелся почти в 196 миллионов рублей, еще три казармы этого же военного городка находятся в аварийном состоянии. Их немедленно расселили, - рассказали "РГ" в следственном комитете.
Омский гарнизонный суд признал всех фигурантов уголовных дел виновными в содеянном. Самое серьезное наказание получил заместитель войсковой части по тылу Владислава Пархоменко, которому инкриминировали вымогательство и получение взятки в крупном размере. Суд лишил его звания полковника и приговорил к 10 годам колонии строгого режима и штрафу. Остальные подсудимые получили от 5 до 8 лет лишения свободы в колониях общего и строгого режима.
Заместитель руководителя регионального управления заказчика капстроительства Центрального военного округа Минобороны Александр Савустьян был признан виновным, но получил условное наказание в виде пяти лет лишения свободы.
Производство в отношении бывшего командира войсковой части 64712 полковника Олега Пономарева было прекращено в связи с истечением срока давности.
События семилетней давности полностью изменили жизнь солдата-срочника из Башкирии Рустама Набиева. После обрушения казармы в Омске здоровый и крепкий молодой человек, с детства мечтавший служить в ВДВ, семь часов провел под завалами, был на грани смерти и в итоге лишился обеих ног. Только благодаря своему упорству и силе характера Рустам не только выжил, но и женился, стал счастливым отцом двух девочек и успешным блогером-мотиватором.
- Мне повезло, - говорит Рустам Набиев. - Я хоть и стал инвалидом, но выжил, а другие 24 солдата - нет. Больше всего обидно за родителей, потерявших детей. Они семь лет ждали приговора, слишком долго шло почему-то следствие. Сейчас виновные наказаны, но это не вернет погибших и вряд ли утешит пострадавших.
Подготовила Айгуль Камаева, Уфа