Владимир Путин продолжил серию совещаний по развитию ключевых отраслей экономики. На этот раз участники обсудили, с какими вызовами сталкиваются верфи, производители и заказчики судов, а также определили стратегические задачи отрасли. "В последнее время у российских судостроительных компаний возникли известные трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданских судов", - констатировал президент. Причина - невыполнение зарубежными партнерами своих обязательств "ввиду чисто политических, конъюнктурных сиюминутных соображений и причин", заметил он.
Подобные сложности есть и в других отраслях. "Договорились принять конкретные меры в ответ на недружественные действия зарубежных поставщиков", - объявил Путин и напомнил о поручении выделить в этом году дополнительно семь миллиардов рублей на производство российского оборудования для рыбопромыслового флота. Замещение иностранной техники и комплектующих в производстве судов может повлиять на параметры запущенных проектов. Сроки и затраты на перепроектирование крайне важны для заказчиков, заметил президент, подчеркнув, что уже есть факты переноса сроков постройки. Путин призвал сделать все, чтобы свести к минимуму влияние негативных факторов и избежать их повторения в будущем. Надо ускорить строительство на российских верфях нужных судов, заметил он.
"Ситуация в мире, поведение наших западных партнеров вновь показали, что мы должны более активно развивать собственные компетенции в области судостроения. Я уже много раз говорил об этом", - напомнил президент. "Все импортозаместить невозможно, да и не нужно этого делать, но добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, по самым значимым производственным процессам и технологиям нужно. Нужно делать так, чтобы как можно больше операций по оснащению, дооборудованию, ремонту судов проводилось именно в нашей стране", - указал он.
У России есть все для долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки, ресурсную и промышленную базу, потенциал научной и конструкторской школ, продолжил Путин и призвал поддержать модернизацию верфей и предусмотреть удобные финансовые механизмы, чтобы внутри России появились новые заказы на современные суда, в том числе ледового класса.
"Учитывая длительный цикл производства судов, нужно задать долгосрочные ориентиры развития судостроения", - пояснил президент, указав верстать планы верфей исходя из потребностей заказчиков, ведь их оценка - ключевой критерий работы отрасли. Одним из перспективных направлений судостроения он назвал строительство крупнотоннажных судов. Уже решено финансировать часть затрат на такие проекты, если они увязаны с локализацией, с созданием в России самых передовых технологий в этой сфере, напомнил он. Основной центр крупнотоннажного судостроения в стране будет на дальневосточном комплексе "Звезда".
Сейчас на 63 российских верфях на разных стадиях строительства находятся около 300 судов и морской техники, сообщил вице-премьер - глава минпромторга Денис Мантуров. "В целом загрузка мощностей отрасли сейчас достаточно высокая", - оценил он. Договорились обнулить НДС на услуги по ремонту и обслуживанию судов, если с предприятиями будут заключены инвестиционные соглашения, по которым они будут вкладывать прибыль в модернизацию - по сути, в создание новой отрасли, сообщил чиновник. Сейчас готовятся поправки в Налоговый кодекс. "Для масштабного обновления флота требуется серьезная господдержка, и здесь ключевая мера - льготный лизинг. Он сегодня работает эффективно - это основной двигатель заказов, которые есть. Разработана программа, для реализации которой необходимо привлечение средств ФНБ, с возвратом по ставке 1,5% годовых", - также заявил Мантуров.
Президент поддержал предложение вице-премьера направить средства от крабовых аукционов на строительство судов-краболовов на Дальнем Востоке. Это поможет поддержать верфи, которым на следующие два года нужно около 6 млрд рублей.