25.08.2022 08:40
    Поделиться

    Как регионы Урала решают транспортные проблемы

    Регионы УрФО активизируют решение проблем общественного транспорта. Так, на днях в Тюмени обсудили комплексную программу развития транспортной инфраструктуры в субъектах округа.

    Обновление парка и развитие маршрутной сети - одни из главных задач в этой сфере. Их состояние порой разительно отличается не только в соседних областях, но и в муниципалитетах одного субъекта РФ. Между Екатеринбургом и Красноуфимском, например, огромная дистанция. Как сократить этот разрыв?

    Замминистра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дмитрий Брусянин уверяет, что маршрутная сеть в регионе - одна из самых развитых в стране.

    - У нас 508 маршрутов автомобильного транспорта и 248 поездов пригородного сообщения, в том числе скоростных: в области ходят 23 "Ласточки" - в Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский, Первоуральск, Шалю, - сообщил чиновник.

    По его словам, Свердловская область участвует во всех федеральных проектах софинансирования обновления подвижного состава. Например, 169 автобусов было закуплено к чемпионату мира по футболу, 117 газовых автобусов большого класса свердловчане получили в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги". Причем в "раздаче слонов" повезло не только столичному Екатеринбургу, но и Нижнему Тагилу. По федеральному проекту "Чистый воздух" в этот город в 2020 году было поставлено 17 автобусов средней вместимости, работающих на метане. Сегодня в рамках того же проекта в Тагиле обновляются трамваи - в год своего 300-летия город получит 12 единиц электротранспорта.

    Кстати, состояние тагильского трамвайного парка и раньше давало повод для зависти екатеринбуржцам, давно сетующим на изношенные вагоны в уральской столице. Многие "татры" давным-давно должны были выйти на заслуженный отдых, однако по-прежнему в строю. И, как признался Брусянин, чем старше трамвай, тем дороже поддерживать его на ходу. Почему же обновление парка в муниципалитетах идет так неравномерно?

    Оказывается, в свое время многие аналитики рекомендовали избавиться от затратного электротранспорта, и в Каменске-Уральском, например, на это согласились. Избавились от троллейбусов и в Тюмени, Кургане, что не лучшим образом отразилось на экологии городов. А вот в Нижнем Тагиле при реализации федеральных и региональных программ сделали акцент именно на развитии трамваев. Сегодня этот вид транспорта там процветает, в отличие от столицы Среднего Урала.

    - В Екатеринбурге приоритет получили автобусы, однако большим достижением можно считать тот факт, что городской электротранспорт все же сохранен. Сегодня в Екатеринбурге есть метро, трамвайная, автобусная и троллейбусная сети. Они будут развиваться дальше. По федеральной программе планируется приобрести 100 новых троллейбусов. Трамваи - следующий этап, - уверена директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС) Лилия Саранчук.

    Однако за один год это не произойдет. По данным из открытых источников, за последние 10 лет пассажиропоток в общественном транспорте мегаполиса сократился на 20 процентов. Выбор в пользу личных авто горожане объясняют устаревшим парком. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. При этом ждать, когда "рынок сам отрегулирует", нельзя. Проблему нужно решать комплексно, как уже делают в Тюмени. На прошедшем здесь на днях совещании как раз обсуждали планы реализации единой транспортной программы, в том числе массовую замену старых автобусов современными экологичными машинами на газу. Причем этот процесс запустят одновременно со строительством сети газовых заправок.

    - Опыт других государств, того же Китая, свидетельствует, что процесс обновления транспорта следует начинать со строительства инфраструктуры. А уже потом переводить автобусы на газ. Вопрос: на какие средства покупать новые машины? Понятно, что из-за пандемии перевозчики не скопили денег на обновление автопарка. Значит, надо искать другие источники. Практика Тобольска показывает, что можно субсидировать предприятия, которые приобретают автобусы на газу по лизингу. Там действует специальная программа компенсации части затрат перевозчиков из регионального и муниципального бюджетов. Кстати, САПС предлагает принять аналогичную программу и в Свердловской области. Просто тюменские коллеги прошли этот путь быстрее, надо у них учиться, - считает Саранчук.

    Вообще-то, это далеко не единственный пример. В Салехарде также строят новые заправки и закупают по лизингу автобусы на газу в рамках программы обновления общественного транспорта Ямала. Она принята до 2024 года и предусматривает ежегодное пополнение парка. В регионе уже есть четыре газовых АЗС. Еще три запустят до конца года в Салехарде, Лабытнанги и Муравленко.

    Между тем на днях правительство РФ расширило программу обновления городского транспорта с применением механизма лизинга. Теперь регионы смогут приобретать со скидкой до 60 процентов не только трамваи, троллейбусы и большие автобусы, но и автобусы среднего класса. Кроме того, увеличена доля субсидирования расходов на перевод автомобилей с бензина на газ для бизнеса и граждан с 24 до 48 процентов общей стоимости работ.

    Прямая речь

    Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

    - Мы должны обеспечить бесперебойное функционирование общественного транспорта, сберечь коллективы предприятий и не допустить серьезного роста тарифов. Необходимо держать этот вопрос на постоянном контроле. Принять меры для того, чтобы минимизировать влияние санкций на стоимость проезда. Кроме того, важно удержать набранные темпы дорожного строительства, не отступать от ранее намеченных планов.