Евразийская перестраховочная компания (ЕПК) будет международной финансовой организацией, призванной стимулировать взаимную и внешнюю торговлю и реализацию совместных кооперационных проектов, пояснили в Евразийской экономической комиссии. Компания позволит увеличить страховую емкость и профессионально управлять рисками на пространстве ЕАЭС. Это даст возможность увеличить объем взаимной торговли внутри ЕАЭС на сумму более 6 млрд долларов, отмечают в ЕЭК.
Работу над Соглашением об учреждении ЕПК завершили накануне. Как планируется, компания начнет работать в 2023 году.
Уставной капитал ЕПК в размере 15 млрд российских рублей предполагается сформировать за счет взносов государств-членов. Потенциальная страховая емкость (без учета возможного расширения), создаваемая ЕПК, составит до 2 млрд долларов.
Это не очень большой капитал, но для начала деятельности его достаточно, считает финансовый аналитик Сергей Суверов. Возможно будет перестраховывать риски по отдельным экспортно-импортным операциям между странами ЕАЭ. Скорее всего капитал будет пополняться за счет взносов и увеличиваться. Тогда этого может хватить для начала деятельности, говорит эксперт.
Но есть риски, которые достаточно сложно будет перестраховывать например, морские перевозки, отмечает генеральный директор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев. Международный перестраховочный рынок во многом зависит от европейских и американских крупных холдингов, и контролируется западными компаниями, указывает он.
К тому же есть риски введения санкций. Какие-либо формальные критерии наложения санкций не соблюдаются, говорит эксперт. Даже если бы контрольный пакет ЕПК принадлежал не России, а другим странам, это все равно не стало бы гарантией от наложения санкций, в ЕС могут посчитать, что эта компания существует в интересах России, отмечает эксперт.
Впрочем, санкции вводятся в основном против российских структур, но не в отношении международных организаций, потому ЕПК как международная структура вряд ли столкнется с санкциями, замечает Суверов.
Некоторые политические риски снимет развитие расчетов в национальных валютах между странами ЕАЭС, хотя и не упростит экспортно-импортные операции, считает аналитик. Эти вопросы также обсуждались в ходе Совета.
При расширении доли расчетов в национальных валютах возникает вопрос торгового баланса, добавляет Самиев. Если расчет между двумя странами идет, например, в рублях, то при положительном сальдо для одной из стран, если это не России, возникнет вопрос, что делать с накапливающимися рублями, поскольку рубль не является резервной валютой, поясняет он. Переход на расчеты в национальных валютах будет происходить по мере расширения взаимной торговли и достижения нулевого торгового баланса, говорит эксперт.