02.09.202214:28

Россиянам предложат пересесть на иранские автомобили

Иранские марки автомобилей в ближайшие пять лет могут занять до 10 процентов российского рынка, прогнозируют эксперты "Открытие Авто".

ATTA KENARE / AFP

Ранее стало известно, что компании Iran Khodro и SAIPA планируют поставлять свои машины в Россию.

Оба иранских автопроизводителя презентовали на недавней выставке в Москве свои новинки. Iran Khodro представил модель Tara, построенную на базе Peugeot 301. Размерами она чуть больше Kia Rio и Hyundai Solaris. Под капотом 1,6-литровый мотор мощностью 113 лошадиных сил. Коробка - шестиступенчатый автомат, максимальная скорость - 190 километров в час.

SAIPA показал модель Shahin, в основе которой старая платформа японской Toyota. У нее 1,5-литровый турбированный двигатель мощностью 110 лошадиных сил и две трансмиссии на выбор: пятиступенчатая МКПП или вариатор.

Iran Khodro Tara уже проходит сертификацию и может стать первым доступным к покупке автомобилем. Сертификацию SAIPA Shahin планируют завершить к весне 2023 года.

Повод у автопроизводителей из Ирана взяться за освоение нашего рынка есть - это уход из России многих западных марок. Долю европейцев и американцев уже постепенно прибирают к рукам китайские автомобили. Почему бы не появиться и иранским.

"На российском рынке есть два крупных сегмента автомобилей - SUV (кроссоверы, внедорожники) и B (седаны, хетчбэки), которым принадлежит 85-90 процентов всех продаж, - рассказал "РГ" руководитель пресс-службы агентства "АВТОСТАТ" Азат Тимерханов. - Я думаю, что иранцы будут делать ставку именно на эти сегменты. В первую очередь, это упомянутые седаны Iran Khodro Tara и SAIPA Shahin. Также у них есть производитель Kerman Motor со своей маркой KMC и седаном J7. Кроссоверы стоят дороже, но если намерения иранцев насчет нашего рынка серьезны, они могут попробовать и их. Например, у Iran Khodro есть новый кроссовер Rira, у Kerman Motor - KMC K7".

Автомобили из Ирана, по словам эксперта, могут постараться занять нишу, которая освобождается после ухода таких марок как Volkswagen, Skoda и снижения продаж корейских Kia и Hyundai, у которых истощаются запасы машин в России.

Впрочем, стать полноценной заменой европейским или американским маркам иранские автомобили не смогут, полагает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. По ее словам, люди, покупавшие пусть и бюджетный Volkswagen, вряд ли пересядут на неизвестную иранскую марку. Лучше они возьмут бюджетный вариант, который еще есть в наличии, например, корейский или китайский автомобиль.

Эксперты "Открытие Авто" полагают, что в ближайшие пять лет иранские марки могут занять до 10 процентов российского рынка. То есть стать альтернативой "народным" брендам в доступном сегменте, главным образом, автомобилям АвтоВАЗа.

"Чтобы занять заметную долю рынка, нужно сначала провести большую работу, - предупреждает Татьяна Арабаджи. - Нужно привезти современные модели, причем по адекватным ценам, выстроить широкую дилерскую сеть, сервисную сеть, партнерские отношения с банками, дающими кредиты. Плюс, если к тем же китайским автомобилям люди уже привыкли, то для иранских нужно будет проводить массовую рекламную кампанию".

Автомобили из Ирана могут рассчитывать на несколько процентов российского рынка, полагает Азат Тимерханов. По его словам, 70-75 процентов его будут занимать Lada и китайские бренды. Другие будут бороться за оставшуюся долю.

Главное, что может привлечь россиян в иранских автомобилях, это цена, полагают эксперты. Модели Tara и Shahin на родине стоят около 12 тысяч долларов. Но адаптация к российским условиям, таможенные пошлины, НДС и утилизационный сбор, конечно, увеличат эту цену.

"Говорилось, что с учетом расходов на доставку эти автомобили будут стоить примерно 20 тысяч долларов, то есть 1,2 миллиона рублей, - отмечает Азат Тимерханов. - Я думаю, что в реальности они будут дороже, потому что при такой цене они составят прямую конкуренцию АвтоВАЗу, а их, скорее всего, постараются развести. Мое мнение - иранские автомобили могут стоить 1,5 миллиона рублей за седан и не менее 2 миллионов за кроссовер".

В пользу новых машин может сыграть то, что выбор на авторынке сейчас невелик. "Допустим, человек не хочет покупать отечественный автомобиль, готов выложить деньги за иномарку, но не может купить Volkswagen, Skoda, Kia или Hyundai, потому что их нет или нужно долго ждать. Думаю, тогда он может рассмотреть вопрос покупки иранского автомобиля", - отметил эксперт.

Помимо невысокой стоимости, российских покупателей мог бы заинтересовать привлекательный дизайн, отмечает Татьяна Арабаджи.

"Китайцы, когда заходили на наш рынок, брали как раз современным дизайном, даже если сами автомобили были не очень хороши по своим характеристикам, - пояснила она. - Нужен также достаточный набор опций и качество, чтобы машина не ржавела и заводилась на морозе. Еще многое будет зависеть от дилерского и сервисного покрытия. Человек должен быть уверен, что он сможет обслуживать автомобиль, и что проблем с запчастями не будет".

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации