Принцип работы системы
По первоначальной задумке система должна была отслеживать движение средств, тем самым повышая доходы в бюджет и обеспечивая безопасность туристов. Но затем перешли к другой концепции.
Как поясняла руководитель Ростуризма Зарина Догузова, пока электронная путевка - это государственная информационная система по сбору статистики, которая не решает задачу контроля за сохранностью средств туристов.
ЕИС заработала в рамках обновленной редакции закона "Об основах туристической деятельности". Предусмотрен переходный период: с 1 сентября этого года туроператоры смогут в добровольном порядке передавать сведения в систему. При этом в течение полугода туроператоров в сфере выездного туризма не будут привлекать к ответственности, если данные не будут переданы.
Обязательные правила оформления электронной путевки, которые установит правительство, начнут действовать с 1 марта 2023 года.
Пока планируется, что электронная путевка будет формироваться в автоматическом режиме с присвоением ей уникального номера. Также автоматически будет формироваться QR-код. Он будет включать основные сведения о каждом путешествии, включающие даты поездки, страну выезда, номер билета. Туроператоры обязаны будут вносить в систему информацию один раз в календарный месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за прошедшим.
Доступ ко всей информации в электронной системе получат Ростуризм, Роспотребнадзор и сами туристы.
Что нужно доработать
В российском сервисе бронирования отелей и квартир Tvil.ru говорят, что система в перспективе может защитить потребителей от недобросовестных компаний и гарантировать выполнение туроператорами обязательств перед клиентами. "Покупая путевки с рук на улице, туристы рискуют попасть к недобросовестным продавцам. Как правило, такие "уличные" туроператоры не передают сведений из договора с туристом в единую информационную систему. А электронная путевка позволяет отслеживать по номеру заключенного договора статус тура: поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли авиабилет, забронирован ли отель", - рассказала "РГ" директор по развитию и коммуникациям Tvil.ru Оксана Шустикова.
Она добавила, что лучше всего заключать с туроператором договор в письменном виде, в том числе в форме электронного документа, в котором прописаны основные данные о туристах и информация об их путешествии отражается в виде двухмерного QR-кода. Или же можно самостоятельно бронировать отели и организовывать поездку без помощи туроператоров.
Сейчас архитектура электронной системы требует доработок, об этом неоднократно говорили представители туристской отрасли. Поэтому пока о каких-то конкретных изменениях на рынке туристических услуг говорить рано.
"Информация о проданных путевках должна предоставляться по окончании календарного месяца, когда произошла продажа. При этом средняя продолжительность поездки составляет восемь дней. Более того, система не предусматривает изменение информации о туристах в процессе поездки, что не позволяет предоставлять прозрачную отчетность", - обращает внимание в разговоре с "РГ" эксперт туротрасли, гендиректор компании "Мой автопрокат" Дмитрий Матвеев.
Кроме того, продолжает он, обязательная подача сведений в ЕИС увеличит нагрузку на бизнес. На первых этапах - это дополнительные временные затраты. Регистрация одной путевки занимает около 10 минут. А впоследствии - финансовые затраты на привлечение дополнительных кадров или увеличение нагрузки существующих, приобретение программного обеспечения для автоматизации процессов. "Эти расходы будут включены в стоимость туров", - предполагает Дмитрий Матвеев.
На подготовку законодательных актов, разработку инструкций для туристического бизнеса, изменение архитектуры и тестирование системы в различных условиях потребуется не меньше пяти месяцев, говорит эксперт.