26.09.2022 12:20
    Поделиться

    Коммунально-лирическая история. Ко дню рождения Дмитрия Шостаковича в Самаре поставили оперетту "Москва, Черемушки"

    Для Самарского театра оперы и балета "Москва, Черемушки" - знаковая премьера: совсем недавно коллектив официально сменил название. Теперь театр называется Шостакович Опера Балет.

    И, таким образом, эта постановка единственной оперетты Дмитрия Дмитриевича, осуществленная музыкальным руководителем Евгением Хохловым, режиссером Михаилом Панджавидзе, хореографом Юлианой Малхасянц и большой командой художников, открывает новую страницу в истории театра и города, в котором в годы военного лихолетья жил и творил великий композитор и где впервые прозвучала бессмертная "Ленинградская" симфония.

    И, хотя жанр оперетты предполагает "легкость бытия необыкновенную", авторы спектакля вполне точно почувствовали и сарказм Шостаковича, и сегодняшнее время. Каждый герой спектакля в попытке покорить столицу и решить извечный квартирный вопрос, который, как известно, многих испортил, прошел свой трудный путь от "от мрака к свету". Получилась настоящая "Оптимистическая трагедия". И если публика порой смеется, то уж точно сквозь слезы.

    Авторы спектакля почувствовали и сарказм Шостаковича, и сегодняшнее время

    И если Михаил Панджавидзе старается "нарисовать картинку" (художник-реконструктор - Александр Пырялин, костюмы придумала Елена Соловьева, а свет сделал Эмиль Авраменко) в стиле таких кинокомедий, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Весна", "Кубанские казаки" или "Антон Иванович сердится", то Евгений Хохлов, стоя за дирижерским пультом, языком музыки создает реальность сегодняшнего дня. Часто оркестр звучит осознанно громко и жестко, отчего вальсовая мелодика оперетты, что соседствует с танго, рок-н-роллом и полькой, из романтической превращается в тревожную.

    Связующим звеном меж двух этих миров (авторы либретто Владимир Масс и Михаил Червинский, к слову, Масс был и соавтором сценария фильма "Веселые ребята"), становится изумительная хореография Юлианы Малхасянц, где всего в меру: серьезности и юмора, классики и современности, а танец стиляг или выход "бухгалтерских крыс" и вовсе становятся одними из самых запоминающихся эпизодов спектакля. При этом артисты с азартом погружаются в коммунально-лирическую историю: по сюжету "Черемушек" москвичи и гости столицы, выезжающие из общежитий и старых, разрушающихся коммуналок в центре города, переселяются в новые отдельные квартиры на окраине.

    И, как это обычно бывает, жилищный вопрос решается не без нервотрепки и чиновничьей бюрократии. Кто-то вспомнит и о сегодняшней реновации, но Шостакович создавал в конце 50-х годов прошлого века, когда как раз в "Черемушках" появились первые "хрущевки". Колоритными выходят образы высокопоставленного начальника Дребеднева (Василий Святкин), его жены Вавы (Наталья Дикусарова), подхалима-управхоза Барабашкина (Иван Пилюкшин), старого профессора Бабурова (Андрей Антонов) с дочерью Лидочкой (Софья Цимбал). Жаль только, что солистам часто непросто без потери исполнительского качества совмещать разговорные диалоги и танцы с пением. Да еще художники явно перебрали с модным ныне видеомаппингом, отчего большую часть действия артисты находятся перед публикой за специальным занавесом, на который транслируется "дополнительная реальность" (за видеоконтент отвечал художник Гарри Гуммель), отчего создается впечатление присутствия в кино, а не в театре.

    Но тут художественное лидерство берет на себя оркестр, подчеркивая своим звучанием, сколь ко времени пришлась только внешне легкая и развлекательная партитура, ставшая в этом году своеобразной увертюрой к масштабному международному фестивалю "Шостакович ХХ век", который в эти дни традиционно проходит в Самаре и Тольятти до 2 октября.

    Поделиться