И, таким образом, эта постановка единственной оперетты Дмитрия Дмитриевича, осуществленная музыкальным руководителем Евгением Хохловым, режиссером Михаилом Панджавидзе, хореографом Юлианой Малхасянц и большой командой художников, открывает новую страницу в истории театра и города, в котором в годы военного лихолетья жил и творил великий композитор и где впервые прозвучала бессмертная "Ленинградская" симфония.
И, хотя жанр оперетты предполагает "легкость бытия необыкновенную", авторы спектакля вполне точно почувствовали и сарказм Шостаковича, и сегодняшнее время. Каждый герой спектакля в попытке покорить столицу и решить извечный квартирный вопрос, который, как известно, многих испортил, прошел свой трудный путь от "от мрака к свету". Получилась настоящая "Оптимистическая трагедия". И если публика порой смеется, то уж точно сквозь слезы.
И если Михаил Панджавидзе старается "нарисовать картинку" (художник-реконструктор - Александр Пырялин, костюмы придумала Елена Соловьева, а свет сделал Эмиль Авраменко) в стиле таких кинокомедий, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Весна", "Кубанские казаки" или "Антон Иванович сердится", то Евгений Хохлов, стоя за дирижерским пультом, языком музыки создает реальность сегодняшнего дня. Часто оркестр звучит осознанно громко и жестко, отчего вальсовая мелодика оперетты, что соседствует с танго, рок-н-роллом и полькой, из романтической превращается в тревожную.
Связующим звеном меж двух этих миров (авторы либретто Владимир Масс и Михаил Червинский, к слову, Масс был и соавтором сценария фильма "Веселые ребята"), становится изумительная хореография Юлианы Малхасянц, где всего в меру: серьезности и юмора, классики и современности, а танец стиляг или выход "бухгалтерских крыс" и вовсе становятся одними из самых запоминающихся эпизодов спектакля. При этом артисты с азартом погружаются в коммунально-лирическую историю: по сюжету "Черемушек" москвичи и гости столицы, выезжающие из общежитий и старых, разрушающихся коммуналок в центре города, переселяются в новые отдельные квартиры на окраине.
И, как это обычно бывает, жилищный вопрос решается не без нервотрепки и чиновничьей бюрократии. Кто-то вспомнит и о сегодняшней реновации, но Шостакович создавал в конце 50-х годов прошлого века, когда как раз в "Черемушках" появились первые "хрущевки". Колоритными выходят образы высокопоставленного начальника Дребеднева (Василий Святкин), его жены Вавы (Наталья Дикусарова), подхалима-управхоза Барабашкина (Иван Пилюкшин), старого профессора Бабурова (Андрей Антонов) с дочерью Лидочкой (Софья Цимбал). Жаль только, что солистам часто непросто без потери исполнительского качества совмещать разговорные диалоги и танцы с пением. Да еще художники явно перебрали с модным ныне видеомаппингом, отчего большую часть действия артисты находятся перед публикой за специальным занавесом, на который транслируется "дополнительная реальность" (за видеоконтент отвечал художник Гарри Гуммель), отчего создается впечатление присутствия в кино, а не в театре.
Но тут художественное лидерство берет на себя оркестр, подчеркивая своим звучанием, сколь ко времени пришлась только внешне легкая и развлекательная партитура, ставшая в этом году своеобразной увертюрой к масштабному международному фестивалю "Шостакович ХХ век", который в эти дни традиционно проходит в Самаре и Тольятти до 2 октября.