28.09.202217:11

КоАП ждут изменения вслед за новой редакцией ПДД

Правительство РФ одобрило инициативу Минтранса РФ и МВД о необходимости внесения точечных поправок в Правила дорожного движения.

Кирилл Кухмарь/ТАСС
Кирилл Кухмарь/ТАСС

Напомним, что с 2021 года изменения в ПДД, утвержденные еще в 1993 году, вноситься не могли: иначе требовалось бы переиздать правила целиком. И это весьма странное решение, ведь дорожная инфраструктура и транспортные средства продолжали стремительно развиваться. Чего стоит один только взрывной рост числа электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), явно требовавший изменений в ПДД.

Поправки затронут и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), где прописаны наказания за нарушения ПДД. "Поправки в КоАП должны касаться, в первую очередь, опасного вождения, фиксации скорости на протяженном участке и регулирования СИМ", - считает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, практикующий юрист Андрей Моисеев.

Практика и многочисленные исследования показывают, что в борьбе с агрессивным вождением весьма эффективен метод контроля средней скорости - то есть фиксации скорости на протяженном участке двумя синхронизированными между собой камерами, установленными в начале и в конце контролируемого участка. И это еще одна поправка в КоАП, которая уже давно необходима, уверен юрист.

"Обе камеры фиксируют номер автомобиля и время проезда. Программно-аппаратный комплекс определяет скорость, с которой ТС преодолело участок. Метод основан на элементарной формуле из курса математики за 4 класс: "Чтобы узнать скорость движения, нужно расстояние разделить на время". Такой метод контроля прекрасно дисциплинирует водителя. Ведь если он соблюдает скоростной режим не только перед камерой, то вынужденно избегает резких маневров, ускорений и торможений. Скорость транспортного потока становится более равномерной и спокойной - а значит, что и аварийно опасных ситуаций и самих ДТП становится меньше", - рассказывает Андрей Моисеев.

По данным Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "ВШЭ", количество погибших на участках контроля средней скорости летом снижается в 4,5 раза по сравнению с сетью дорог, не оборудованной такими техническими средствами. Метод эффективно использовался в России с 2013 года. Но потом ГИБДД перестала его применять из-за многочисленных жалоб нарушителей, что правонарушение якобы должно характеризоваться точным, а не приблизительным местом и временем совершения, а значит, камеры должны фиксировать скорость ТС "в моменте", а не на участке дороги и не в промежутке времени.

"Но место и время нарушения очень легко определять по месту нахождения той камеры фотовидеофиксации, которая стоит в конце отрезка пути и точно устанавливает факт превышения скорости на нем. Именно это и нужно прописать в КоАП, без этого некоторые юристы не верят законам физики и не знают, что с этим делать", - считает ученый.

Следующий аспект: число СИМ - электросамокатов, скейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и др. - на дорогах в крупных городах уже сопоставимо с количеством автомобилей. В июле 2022 года только в Москве использовалось 35 тысяч электросамокатов, причем некоторые модели уже могут развивать скорость более 80 км/ч.

"Владельцы СИМ - это совершенно новая категория участников движения. Ситуация выглядит так: ПДД "не знают" о водителях СИМ, а водители СИМ, в свою очередь, ничего не знают о ПДД. Поэтому каждое появление СИМ на дороге означает высокий риск, - рассказывает Андрей Моисеев, - В 2021 году произошло 672 ДТП с участием СИМ, в результате погибли 20 человек. За первое полугодие с.г. в России произошло уже 370 ДТП с участием СИМ, погибли шестеро".

Поправки в ПДД, касающиеся СИМ, уже разработаны - вес устройств, на которых ездят по тротуарам, не должен превышать 35 килограммов, ездить на них запретят быстрее 25 км/ч, будет введен ряд запретов для детей до семи лет и подростков до 14 лет. Что очень важно, будет запрещен обгон или объезд транспортных средств с левой стороны, при этом на владельцев устройств будут распространяться сигналы регулировщика для пешеходов, продолжает юрист.

Отдельная проблема, однако, в том, что эта законодательная база все еще не согласована. Законодатели не знают, к какой категории участников дорожного движения причислить владельцев СИМ, минюст не готов установить для них правовой режим, а города не обладают соответствующей инфраструктурой. Урбанисты говорят, что нужно форсировать изменение улиц, делая их безопасными и дружелюбными и для пешеходов, и для владельцев СИМ, но в существующих условиях это всего лишь слова. "В целом, конечно, необходимо признать СИМ транспортными средствами и внедрить их законодательное регулирование, в том числе закрепить в КоАП конкретные штрафы для нарушителей на СИМ", - резюмирует Андрей Моисеев. Пока же ПДД приравнивают пользователей таких СИМ к пешеходам, максимальное наказание для которых составляет 1500 рублей.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации