29.09.2022 16:48
    Партнерский материал
    Рубрика:

    Евгений Абузов: "Малый бизнес - очень адаптивный"

    Российский малый бизнес в текущем году в очередной раз показал свою устойчивость и способность адаптироваться практически к любым экономическим условиям, а также сформировал запрос на новые банковские продукты, которые помогут ему эффективно работать в новых реалиях. О том, как российские банки развивают подходы и форматы взаимодействия с представителями малого бизнеса, какие продукты и услуги сегодня востребованы предпринимателями, рассказал на встрече с журналистами заместитель председателя правления ПАО "БАНК УРАЛСИБ" Евгений Абузов.
    пресс-служба Банка Уралсиб
    пресс-служба Банка Уралсиб

    Малый бизнес в который раз успешно адаптируется к и новым вводным. Надо сказать, что этой зимой многие эксперты рынка оценивали перспективы устойчивости представителей довольно пессимистично, однако реальность оказалась все же куда лучше мрачных ожиданий. "Это уже не первый происходящий на наших глазах кризис показывает, что малый бизнес в России очень адаптивный, у него есть запас прочности, и на уровне наших цифр мы видим - малый бизнес чувствует себя не так плохо, как многие эксперты прогнозировали зимой этого года", - говорит Евгений Абузов.

    Есть даже те, кто выиграл от ситуации с санкциями - например компании, занимающиеся внутренним туризмом. Но при этом, по наблюдениям Евгения Абузова, свои бенефициары есть и практически в каждой отрасли. Не так давно это были компании, которые больше ориентировались на производство для российского рынка. Сейчас из-за низкого курса валют это импортеры, которые смогли наладить логистические цепочки.

    Изменение экономических условий, в которых работает бизнес, не может не сказаться на изменении спроса на банковские продукты и услуги: какие-то из них становятся менее востребованными, а какие-то, наоборот, выходят на первый план. Если рассматривать взаимоотношения банков и бизнеса с этой точки зрения, то здесь можно отметить несколько основных трендов. Первый из них - интерес к эквайрингу, который стал дешевле после того, как ЦБ РФ ввел ограничения на комиссию весной этого года. В "Уралсибе", отвечая на повышенный спрос, даже запустили отдельную программу для предпринимателей со сниженными тарифами на эквайринг. Еще один характерный тренд - высокая востребованность продуктов и услуг для внешнеэкономической деятельности. В этот период многие банки столкнулись с ограничениями по ВЭД, и "Уралсиб" (как и другие участники рынка, не попавшие под санкции) стал одним из приобретателей клиентов ВЭД, число которых в банке быстро выросло в три-четыре раза.

    Следующий тренд также сложился в сфере внешнеторговых операций. Суть его - в смене валюты платежей компаниями, ведущими ВЭД. В последнее время наблюдается активный рост роли китайского юаня в платежах. Как говорит Евгений Абузов, доля долларов и евро в международных расчетах (которая раньше достигала 99 процентов) будет снижаться и дальше, поэтому "Уралсиб" планирует запустить ряд продуктов для участников ВЭД в юанях: "Мы сейчас активно смотрим на возможности открытия счетов для клиентов в других валютах, ищем банки за рубежом, с которыми мы могли бы сотрудничать".

    При этом юань становится не только значимым расчетным средством, но и одной из основных кредитных валют для участников ВЭД. Еще совсем недавно у "Уралсиба" не было больших остатков в этой валюте, а значит - и возможности кредитовать в ней, но сейчас банк уже вполне готов выдавать такие кредитные продукты.

    "Сейчас у нас остатки довольно значимы, мы их размещаем в облигации в юанях ведущих российских игроков, но параллельно с этим ищем корпоративных клиентов, которым необходимо финансирование в этой валюте. Например, у логистов сейчас есть такая потребность, так как при доставке товаров из Китая им нужно проводить платежи в пользу Китайской железной дороги в юанях", - пояснил топ-менеджер.

    Естественно, задали журналисты вопрос и о кредитовании малого бизнеса в целом - насколько готовы сейчас банки кредитовать предпринимателей и сильно ли изменились подходы и рисковая политика при предоставлении заемного финансирования?

    Евгений Абузов рассказал, что на сегодняшний день "Уралсиб" поддерживает текущий портфель кредитов МСБ примерно на уровне прошлого года, объем просрочки по нему незначительный. При этом первоначальные планы по наращиванию кредитного портфеля в 2022 году были существенно выше. "Начиная с февраля-марта мы несколько притормозили наше кредитование, оно стало более аккуратным. Мы внимательно смотрим на обороты компании, на итоги деятельности за период, прошедший с начала года, и принимаем решение", - говорит зампред правления "Уралсиба". - Очевидно, что наиболее рискованные, беззалоговые кредиты сейчас мы перестали выдавать в большом объеме, но в части продуктов, которые выдаются под залог имущества, значимых ограничений мы не вводили. Мы понимаем, что люди, которые закладывают свое имущество под финансирование, уже сами дополнительно тщательно проанализировали риски своего бизнеса. Поэтому, например, в августе мы запустили скоринговый продукт, который позволяет предпринимателю под залог имущества за несколько дней получить до 10 миллионов рублей. Серьезную помощь, по мнению топ-менеджера, сектору оказывают различные государственные программы поддержки МСБ, в которых "Уралсиб" активно участвует. Они позволяют предоставлять финансирование по ставкам существенно ниже рыночных.

    Еще одна перспективная ниша для банков - обслуживание предпринимателей, предлагающих свои товары на маркетплейсах. Здесь, по оценкам Банка "Уралсиб", работает порядка 800 тысяч - 1 миллиона бизнесменов (компаний, ИП, самозанятых). Потребности у них самые разные: финансирование оборотных средств, бизнес-карты, валютное обслуживание для закупок продукции за рубежом и т. д. Также у них есть потребность работать через несколько каналов продаж - не только через крупнейшие маркетплейсы, но и, например, через социальные сети. Здесь банк может предоставить удобный платежный сервис, интернет-эквайринг, оплату с помощью QR-кодов, по системе быстрых платежей. "Мы считаем, что банк может быть большим интегратором по закрытию этих потребностей, чем могут предложить финансовые сервисы маркетплейсов. Это одна из тех ниш, в которой мы хотели бы увеличить свое присутствие", - говорит Евгений Абузов.

    И, конечно же, одним из магистральных трендов последних лет остается активная цифровизация банковских услуг. Начиная со следущего года "Уралсиб" переведет в онлайн всю продуктовую линейку для малого бизнеса - с тем чтобы выйти в регионы, где у него нет офисов, и эффективно работать там в формате необанка. "Мы планируем развиваться в городах, в которых у нас нет присутствия. Сейчас мы реализуем пилотный проект с тем, чтобы в следующем году выйти на полноценное обслуживание в любой точке России, - отмечает Евгений Абузов. - Для этого мы меняем наш цифровой банк, меняем продукты, которые частично требовали походов в отделение, таким образом, чтобы иметь возможность полностью дистанционного обслуживания. У нас уже есть продукты - банковские гарантии, - которые мы выдаем в течение нескольких часов, не видя клиента".

    При этом стать абсолютно "безофисным" банком "Уралсиб" не планирует. Наоборот - с прошлого года активно развивает сеть специализированных офисов для МСБ в крупных городах присутствия. "Мы не хотим становиться исключительно онлайн-банком, нам нужны места, где люди могут в личном контакте общаться с менеджером банка", - говорит зампредправления "Уралсиба". Всего начиная с 2021 года открыто 16 центров в крупных городах присутствия по всей России, и в скором времени их число планируется довести до 20.

    Поделиться: