Рубрика:
    30.09.2022 09:00

    Недетская шалость

    Главное, о чем следует подумать, отправляя детей в школу — это их безопасность

    С наступлением осеннего сезона у детей начался новый учебный год и, как следствие, значительно возросло их участие в дорожном движении. Для того чтобы несовершеннолетним снова адаптироваться к условиям городской среды, им необходимо постоянно напоминать основные принципы безопасного поведения на дороге. В настоящее время ГУОБДД МВД России при поддержке федеральных министерств просвещения и транспорта в российских регионах реализуется широкомасштабная социальная кампания "Расставь приоритеты!", направленная на повышение безопасности на перекрестках. Мероприятия по предупреждению ДТП на перекрестках проводятся для всех возрастных категорий, но взрослые должны осознавать особую ответственность за обеспечение безопасности детей на дорогах. Хотя бы потому, что дети реже попадают в дорожно-транспортные происшествия по собственной неосторожности. В 2021 г. дети пострадали в каждом десятом ДТП. И только четверть из них - по собственной неосторожности.
    Даже на «зебре» необходимо  убедиться в безопасности перехода дороги / Cергей Михеев
    Даже на «зебре» необходимо убедиться в безопасности перехода дороги / Cергей Михеев

    Безопасная перевозка детей-пассажиров

    Начнем с официальной статистики аварийности. По итогам 2021 года на российских дорогах было зафиксировано 15 849 ДТП с участием детей, в которых 554 ребенка погибли и 17 289 получили ранения. Из них с участием детей-пассажиров произошло 7260 ДТП, в которых 364 ребенка погибли, а еще 8476 пострадали. То есть почти в половине случаев дети никак не могли повлиять на ситуацию, поэтому безопасность перевозки ребенка должна быть в приоритете у водителя транспортного средства.

    Первое, о чем необходимо позаботиться, это средства пассивной безопасности. Пассажиров до 12 лет следует перевозить в детском автокресле. По ПДД допускается возможность перевозки детей от 7 лет на заднем сиденье с использованием бустеров и ремней безопасности. Но это допущение было предусмотрено в расчете на детей, чьи антропометрические показатели выходят за верхние границы нормы, то есть в случаях, когда ребенок такой крупный, что кресло для него подобрать невозможно. В этом случае подойдут штатные ремни безопасности, рассчитанные на взрослых. Во всех остальных случаях Госавтоинспекция рекомендует перевозить детей исключительно с помощью детских удерживающих устройств. Что до альтернативных средств пассивной защиты, вроде накладок на ремень, то они попросту опасны - в случае столкновения удар придется на органы брюшной полости из-за невозможности скорректировать анатомически верное расположение ремня безопасности. Ремень должен располагаться на бедрах ребенка и проходить на расстоянии от шеи, по ключице, удерживая плечо во избежание получения травм в случае экстренного торможения или столкновения.

    В минувшем году на перекрестках произошло 2485 ДТП с участием детей-пассажиров. В них погибли 45 детей и 2876 получили ранения

    Впрочем, детское удерживающее устройство - обязательное, но не единственное условие безопасной перевозки. Очень многое зависит от соблюдения правил дорожного движения, стиля вождения, ответственности и предусмотрительности водителя транспортного средства. Важно следовать требованиям сигналов светофора, соблюдать дистанцию и скоростной режим.

    Даже малейшее отвлечение внимания от дороги - использование телефона без специальной гарнитуры, позволяющей вести переговоры без рук, еда и напитки в процессе управления транспортным средством - угроза безопасности как самого водителя, так и маленьких пассажиров.

    В минувшем году на перекрестках произошло 2485 ДТП с участием детей-пассажиров. Водители нарушили правила проезда перекрестков, несмотря на то, что в салоне сидел ребенок. В результате погибли 45 детей и 2876 получили ранения.

    Пешеход-невидимка

    Статистику аварийности пополняют не только дети-пассажиры, но и дети-пешеходы. В решении этой проблемы важен комплексный подход. Поэтому невозможно переоценить значение непрерывного образования по безопасности дорожного движения как в дошкольных образовательных, так и в общеобразовательных организациях с учетом возрастных особенностей. В этой связи в рамках социального проекта "Расставь приоритеты!" в 15 регионах России проводятся мероприятия с целью развития у детей разных возрастов ответственности за свою безопасность и осознанного поведения при переходе проезжей части дороги.

    Всегда важно помнить, что ребенку свойственно подражать взрослым, поэтому ему следует демонстрировать только безопасное поведение на дороге, строго соблюдая правила дорожного движения. Малоэффективно внушать ему какие-либо правила, если он видит, что взрослые ими пренебрегают.

    А ведь для ребенка такое пренебрежение намного опаснее в силу его психофизиологических возрастных особенностей: неумение сконцентрировать внимание, неверная оценка расстояния до приближающегося транспорта, спонтанные реакции, наконец, ребенок не всегда заметен на дороге, к примеру, из-за толстой боковой стойки в конструкции автомобиля или из-за загородивших вид вплотную припаркованных к пешеходному переходу в нарушение ПДД транспортных средств. На последних стоит обратить особое внимание ребенка - необходимо разъяснить ему алгоритм безопасного пересечения перекрестка по пешеходному переходу - собираясь перейти проезжую часть дороги, он должен убедиться, что водители транспортных средств видят его и уступают ему дорогу. Повысить видимость ребенка при его участии в дорожном движении помогут одежда или аксессуары со световозвращающими элементами. При этом и сам ребенок должен быть в режиме повышенной бдительности, а значит, не использовать телефон и наушники при переходе проезжей части. Все эти полезные в другой ситуации вещи на дороге превращаются в дополнительный фактор риска, отвлекают внимание и мешают контролировать ситуацию.

    Дети за рулем

    Например, велосипеда или электросамоката, который сегодня превосходит по популярности любые другие средства индивидуальной мобильности.

    В 2021 году количество дорожно-транспортных происшествий с СИМ увеличилось на 67,5%, достигнув 672 зафиксированных случаев, в результате которых погибли 20 человек. Значительная доля ДТП с устройствами, относящимися к электрическим средствам передвижения малой мощности (мощность электродвигателя менее 0,25 кВт), это наезды на пешеходов - 94% случаев. Иначе выглядит картина для устройств, имеющих большую мощность двигателя. Здесь на долю столкновений приходится 67%, а наезды на пешеходов составляют 15%.

    По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, чем старше ребенок, тем выше риск получения травм при управлении СИМ. Так, малыши в возрасте от 0 до 4 лет получали травмы в 0,1% случаев от пострадавших всех возрастов, в возрасте от 5 до 9 лет - 5,8%, в возрасте от 10 до 14 лет - 10,6%, в возрасте от 15 до 19 лет - 11,8%. Дети получают ранения при падениях, наездах на препятствия и бордюры. Вероятность травматизма снижается, если СИМ соответствует физиологическим параметрам ребенка или его мощность не слишком большая и соизмерима со способностью ребенка управлять им. Кроме того, правилами эксплуатации электросамокатов запрещены совместные поездки на одном устройстве. Ошибочно считать, что такая поездка для ребенка безопаснее. Все как раз наоборот - тяжесть последствий в случае ДТП только увеличивается. Во-первых, самокат с двумя пассажирами тяжелее. Во-вторых, при падении взрослый человек причинит ребенку дополнительные травмы.

    Среди нарушений, которые могут совершать дети при поездках на велосипедах и СИМ, отмечается пересечение пешеходного перехода, не спешившись с устройства, и отсутствие привычки притормаживать перед переходами. Сезон еще продолжается. Но уже в новых, более динамичных условиях: на дорогах прибавилось машин, а на тротуарах - пешеходов. И важно убедиться, что ваш ребенок уверенно пользуется таким устройством, соблюдает правила безопасности и пользуется защитной экипировкой, то есть шлемом, наколенниками и налокотниками.

    Начало нового учебного года всегда требует дополнительных усилий - и от детей, и от родителей. Тут важно правильно расставить приоритеты. Не стоит переживать из-за того, что неправильные английские глаголы за лето выветрились из головы, что занятия хореографией не вписываются в новое расписание, и вы до сих пор не нашли тетрадки с любимой картинкой на обложке. Главное, это безопасность жизни и здоровья как детей, так и их родителей. А значит, знать и соблюдать правила безопасного поведения на дороге должны все без исключения. Это в приоритете!

    Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"

    Поделиться: