Среди них - историки, филологи, архивисты, специалисты по международным отношениям, в том числе из государств СНГ, Сербии, Абхазии, прибывшие по программе Россотрудничества "Новое поколение". Также в числе слушателей впервые - студенты из ДНР и ЛНР.
До 5 октября на пяти площадках пройдут научные лекции, круглые столы, а также конкурс научно-просветительских проектов по пяти тематическим трекам: история Древней Руси и Московского царства, история Российской империи, история Великой Отечественной войны, история российской экономики и промышленности, история российской литературы. Также будет обсуждаться создание первого международного союза студенческих исторических научных обществ.
Историческая школа проводится РИО вместе с министерством науки и высшего образования РФ, Общественной палатой РФ, при поддержке Фонда президентских грантов, фонда "История Отечества" и Россотрудничества. Программа призвана помочь молодежи из государств ближнего и дальнего зарубежья расширить познания в истории и культуре России, встретиться с известными исследователями, руководителями академических институтов, архивов, музеев.
- Очень символично, что IV историческая школа проходит именно в Екатеринбурге. Это уникальное место на стыке Европы и Азии в определенном смысле символизирует судьбу самой России, которая и в Европе, и в Азии. Я убеждена, что в то время, когда происходят глубокие тектонические сдвиги, геополитические трансформации, роль исторического знания возрастает как никогда, - говорит генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России, член совета РИО Ирина Великанова. - Человек, который знает историю, получает опыт критического осмысления событий, а не просто набор дат, имен и вех. Очень важно сегодня, когда фальсифицируется и мировая история, и история России, этот навыки критического осмысления получать.
По словам заместителя министра образования и науки РФ Елены Дружининой, министерство совместно с РИО работают над единым стандартом преподавания истории России. В ближайшее время завершится экспертиза 31 учебного пособия для вузов, ее результаты представят 7 октября на заседании экспертного совета в Тобольске. Сегодня в фокусе - утверждение обязательного минимума в виде четырех зачетных единиц по истории России. Его будут преподавать в том числе не на истфаках.
- Знание истории своей страны - фундаментальное составляющая формирования личности человека, - подчеркнула Дружинина в своем приветственном слове на открытии исторической школы.
Помимо научных баталий для ее слушателей подготовили интересную культурную программу по уральским музеям и достопримечательностям. В частности, они побывают на границе двух частей света и в самом крупном частном музее военной техники в Верхней Пышме. Помимо того, им расскажут, что Свердловская область - единственный регион, которому геральдисты разрешили на гербе сделать надпись "Опорный край державы" - в знак особых заслуг, до сих пор больше половины бюджета здесь наполняет горно-металлургический комплекс и машиностроение. Урал знал и восстание Пугачева, и горячие битвы Гражданской войны, здесь до сих пор живут старообрядцы, чьи предки когда-то бежали от гонений из центральной части страны. Местные города-заводы закладывали сподвижники Петра I, а про здешний быт и нравы, то, что позже получило название горнозаводской цивилизации, писали Бажов и Мамин-Сибиряк.
- Надеемся, что будет интересно. Традиционно участие в школе означает не только знакомство с историей России, но еще и конкурс историко-просветительских проектов, которые разрабатывают команды. Победители получат стипендии до конца учебного года от фонда "История Отечества" при условии, что у них открыты счета в банках на территории России, - добавляет Ирина Великанова.
Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин:
- Проведение международных исторических школ в последние годы стало доброй традицией. Она свидетельствует о том, что интерес к истории нашей страны за рубежом не иссякает. Потребность молодых русистов в живом общении со своими российскими коллегами лишь растет. Подготовленная программа охватывает не только политические, но и научные, культурные и экономические аспекты истории России, ее вклад в развитие соседних государств и всего человечества в целом. Рассчитываю, что полученные слушателями школы знания о прошлом помогут лучше понять логику текущих событий, сориентироваться в бурных информпотоках, отличить правду от вымысла.