Россия вернула контроль над проектом "Сахалин-1"

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин вчера подписал Указ о передаче всех прав и обязанностей участников проекта «Сахалин-1» в специально создаваемое новое российское юридическое лицо. Эта компания также получит в безвозмездное пользование и все имущество проекта, собственником которого отныне будет не иностранный оператор, а российское государство.
ПАО "НК " Роснефть"

Доля российских участников проекта «Сахалин-1» - Сахалинморнефтегаз-Шельф и РН-Астра- остается неизменной: в новой компании они получат долю, пропорциональную количеству принадлежащих им акций "Сахалин-1" (11,5% и 8,5% соответственно). Иностранным же акционерам проекта - американской ExconMobil, японской Sodeco и индийской ONGC- дается месяц для того, чтобы подать заявку на участие в новой компании. Согласно указу Президента, они также могут рассчитывать на долю, пропорционально текущему владению.

Если же такие заявки не будут поданы или же будут отклонены Правительством, то оставшиеся доли подлежат продаже в течение еще четырех месяцев. Продать доли в новом ООО можно будет только российскому юридическому лицу. Одновременно с продажей правительство проведет "финансовый, экологический, технологический и иной" аудит деятельности инвестора и его персонала. Если по итогам проверки будет выявлен ущерб, то его сумму вычтут из стоимости доли акционера. А споры решать будет Арбитражный суд Москвы.

Такое решение президента было продиктовано необходимостью возобновить полноценную работу проекта и обеспечить жителей Хабаровского края и севера острова Сахалин бесперебойным энергоснабжением. Напомним, что компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" ( дочка американской нефтегазовой компании ExxonMobil) в одностороннем порядке объявила форс-мажор по всем контрактным обязательствам в рамках проекта "Сахалин-1" и полностью отказалась от выполнения функций оператора, фактически заблокировав работу проекта. В результате были остановлены, как отгрузка нефти, так и поставка газа жителям Приморья.

В июне этого года полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил, что в связи с действиями "Эксон Нефтегаз Лимитед" добыча нефти на проекте сократилась в 22 раза - с 220 тысяч баррелей в сутки до 10 тысяч баррелей в сутки. Из-за этого, по прогнозам Трутнева, Сахалинская область недополучит до 38 млрд рублей - а это 26 процентов от уровня собственных доходов региона в 2022 году.

От действий американской "Эксон Нефтегаз Лимитед" пострадала не только Российская Федерация. Японские и Индийские партнеры проекта "Сахалин-1" также несут убытки. На протяжении полугода им приходится мириться с простоем производственных мощностей проекта.

Решение президента позволит возобновить полноценную работу проекта в кратчайшие сроки.

До вчерашнего дня проект "Сахалин-1" оставался единственным проектом, реализуемым на основе соглашения о разделе продукции, по которому был не урегулирован вопрос участия иностранных акционеров (ранее операторство по двум другим СРП-проектам - "Сахалин-2" и Харьягинское месторождение - было передано российским компаниям). Эксперты уверены, что решение перевести проект в российскую юрисдикцию назрело давно: механизм СРП, удовлетворяющий интересам лишь западных инвесторов и действующий на протяжении нескольких десятилетий, стал причиной того, что бюджет нашей страны ежегодно терял десятки миллиардов долларов.

Владимир Путин говорил об этом еще несколько лет назад:

"Это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации. Мне остается только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль".

По данным Счетной Палаты, за весь период соглашений выручка от реализации углеводородов, добытых в рамках СРП, составила 160 млрд долларов. При этом, в бюджеты всех уровней из этой суммы поступило лишь 47 млрд долларов, то есть менее трети.

"Если бы месторождения разрабатывались на стандартных условиях, государство получило бы в 1,5 раза больше: в период с 2005 года, когда был запущен "Сахалин-1", по 2018 год средний уровень налоговой нагрузки нефтяных компаний составлял около 50 процентов (Роснефть - 55,2 процента, Лукойл - 48,2 процента, Газпром нефть - 49,3 процента), при показателе 29,4 процента по проектам СРП, - поясняет инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. - Это свидетельствует о низкой бюджетной эффективности соглашений о разделе продукции".

По словам Сергей Суверова, по условиям соглашений, доля России в проектах СРП составила 15 процентов ("Сахалин-1"), 10 процентов ("Сахалин-2") и 47,7 процента (Харьягинское месторождение). Предполагалось, что по мере окупаемости иностранных инвестиций и роста доходности проектов до намеченных уровней, будет расти и доля российского государства в прибыльной продукции. На практике же оказалось, что за десятилетия работы СРП, достигнуть установленной нормы прибыльности смог только Харьягинский проект, в результате чего, доля государства в нем была увеличена до 63,4 процента. По Сахалинским же СРП указанный показатель не достиг даже минимального уровня (17,5 процента).

"Зато для иностранных инвесторов, включая ExxonMobil "Сахалин-1" стал настоящим клондайком: по расчетам инвестиционного банка Goldman Sachs, внутренняя норма доходности (IRR) проекта "Сахалин-1" превышает 20 процентов, что значительно выше среднего показателя по 20 крупнейшим проектам компании (средняя по ним составляет 17 процентов, подсчитал Goldman Sachs), - говорит Сергей Суверов. - Доходность "Сахалин-1" для ExxonMobil в 3,2 раза выше доходности инвестиций в ее крупнейший казахстанский проект Кашаган и в 4,4 раза превышает аналогичный показатель для крупнейшего австралийского СПГ проекта Горгон. Совокупный объем добычи с начала реализации проекта составил 147 миллионов тонн нефти и 33 миллиарда кубометров газа, а выручка - около 84 миллиардов долларов, из которых около 25 миллиардов долларов приходится на ExxonMobil. Отдача от проекта для американской компании примерно в 2,5 раза превысила затраты по проекту: при общем размере инвестиций на уровне 36 миллиардов долларов, ExxonMobil вложил около 10 миллиардов долларов".

Согласно условиям СРП, инвестор освобождается от большинства налогов, но несет все риски и издержки, связанные с реализацией проекта. При этом расходы компенсируются за счет полученной продукции, объем которой вычитается из доли государства. Получается, что чем больше тратишь, тем меньше надо отдавать. В условиях слабого финансового контроля внутри СРП, менеджеры иностранных компаний-операторов зачастую не экономили ни на чем, а скорее - наоборот: вместо закупки российских материалов, оборудования, продуктов, стоимость которых с учетом фрахта значительно ниже импортных, все везли из США.

Счетная палата РФ в действиях иностранных операторов СРП усмотрела транжирство. Так, по ее данным, компании ежегодно включали в состав возмещаемых затрат расходы, не связанные с реализацией проекта. Например, на проведение корпоративов, празднование Рождества и Хэллоуина, покупку подарков и сувениров. В числе нецелевых расходов оказалась аренда элитного жилья для иностранных топ-менеджеров в Москве. Совокупные расходы на аренду и компенсацию жилья по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в одном только в 2014 году составили в 11,8 миллиона долларов.

Но это крохи по сравнению со стоимостью оборудования, которое по условиям СРП должно быть передано в собственность государству. В 2018 году Счетная палата оценивала это имущество в 24,3 миллиарда долларов. В сентябре этого года Госдума поручила вице-спикеру Ирине Яровой совместно с профильными комитетами проанализировать эффективность реализации соглашений о разделе продукции (СРП), и в первую очередь по "Сахалину-1". Результаты этой работы будут обнародованы в ближайшее время.