Беларусь и Россия активно ищут резервы импортозамещения

Соглашение о принципах единой промышленной политики откроет доступ российским компаниям на белорусский рынок, а белорусским - на российский.
Соглашение о принципах единой промышленной политики откроет доступ российским компаниям на белорусский рынок, а белорусским - на российский. / Роман Щербенков
В условиях беспрецедентного внешнего давления Беларусь и Россия проводят слаженную политику по самым разным направлениям. С уходом западных компаний для производителей из Союзного государства открылось широкое окно возможностей. Они активно занялись импортозамещением. Особенно это актуально сейчас в машиностроении. Что уже сделано и какие у производителей планы, разузнал корреспондент "СОЮЗа".

Грамотный ответ

Чтобы успешно противостоять санкциям, Россия и Беларусь перешли в машиностроении к ускоренному импортозамещению. Плюс активно идет процесс взаимодополнения. В качестве примера можно привести сотрудничество российского КАМАЗа с рядом предприятий промышленного сектора Беларуси, в том числе и с МАЗом. Сейчас предприятия обсуждают вопросы унификации производства грузового и пассажирского транспорта.

Страны также активно реализуют союзные программы по формированию единой промышленной политики, отмечает первый заместитель министра промышленности Беларуси Александр Огородников:

- Фундаментом взаимодействия Беларуси и России послужили договоренности глав наших государств, созданы и работают совместные рабочие группы по таким направлениям, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, станкостроение, микроэлектроника.

Примеров кооперационного промышленного сотрудничества Беларуси и России немало. При согласованных подходах белорусских и российских производителей, выработке необходимых мер стимулирования в долгосрочной перспективе микроэлектронная промышленность наших стран займет достойное место в топе мировых производителей, а также имеет все основания стать в самое ближайшее время реальным драйвером ускоренного развития национальных экономик Союзного государства. На утверждении в Совмине Союзного государства находится научно-техническая программа "Интелавто". К работе по ее выполнению планируется приступить до конца 2022 года.

Загрузка по полной

Российский рынок был и остается ключевым для флагмана белорусского автомобилестроения - БЕЛАЗа. Сегодня идет переориентация с европейских и американских компаний на производителей дружественных стран, а также предприятия Беларуси и России. В частности, среди импортозамещающих проектов, которые будут реализованы за счет кредитных ресурсов Российской Федерации, - кольцераскатное производство. БЕЛАЗ станет реализовывать его на базе одного из предприятий в Оршанском районе.

- Срок реализации проекта - 2021-2025 годы. Ориентировочный объем инвестиций - около 200 миллионов рублей, - рассказал генеральный директор ОАО "БЕЛАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ" Сергей Никифорович. - Производимая продукция - кольцевые заготовки с высоким качеством и минимальным припуском под механическую обработку. Подобная продукция активно используется в авиадвигателестроении, атомной энергетике, судостроении, ракетной технике, машиностроении и других отраслях промышленности.

Ставка на свое

Беларусь и Россия планируют скоро окончательно подписать межправительственное соглашение о принципах единой промышленной политики, а также соглашение по учету технологических операций. Это откроет доступ российским компаниям на белорусский рынок, а белорусским - на российский. Хороший пример Татарстан. К слову, все новинки автобусов, грузовиков, низкопольных трамваев из Беларуси обкатываются именно здесь.

- Самое главное, что предприятия Беларуси всегда положительно реагируют на наши предложения, - говорит заместитель премьер-министра Татарстана - министр промышленности и торговли Олег Коробченко. - Беларусь оказалась более подготовленной к нынешней ситуации. И сейчас такие предприятия, как МТЗ, МАЗ, "Амкодор", помогают замещать импорт. В итоге значительно вырос объем товарооборота. И есть все предпосылки для его увеличения. При этом прорабатываются новые направления для взаимодействия. Перспективное направление - станкостроение. То, чего у нас нет. И мы хотим этот кластер воссоздать в Татарстане. В этот кластер войдут более 40 различных компаний. Ежегодно нам надо производить по две тысячи станков.

Уже в октябре Беларусь и Россия подпишут соглашение о принципах единой промышленной политики

Именно в Татарстане планируется начать серийный выпуск беспилотных тракторов. Техника высокой степени автоматизации. Разработан Центром превосходства "Специальная робототехника и искусственный интеллект" Института вычислительной математики и информационных технологий Казанского федерального университета совместно с ООО "ТПК МТЗ - Татарстан" в рамках программы стратегического академического лидерства Казанского федерального университета.

- Разработанная модель предназначена для выполнения профильных работ на открытых территориях: поля, фермы, открытые территории заводов, - пояснил генеральный директор МТЗ Виталий Вовк. - Начинка в технике российско-белорусская.

На МАЗе также используют в основном компонентную базу, созданную в сотрудничестве с российскими партнерами, рассказал первый заместитель коммерческого директора завода Борис Мущинский:

- Это такие предприятия, как "Северсталь", Магнитогорский металлургический завод, Ярославский моторный завод и другие. Вместе с российскими партнерами открываем новые перспективные рынки: Индию, Китай и Юго-Восточную Азию. Они, в свою очередь, могут обеспечить Союзное государство комплектующими.

По мировым стандартам

В прошлом году в Ногинске запущено производство малолитражных дизельных белорусских двигателей мощностью 35-49 л. с. До конца 2022-го планируется начать сборку 4-цилиндровых двигателей, поделилась перспективными планами начальник управления маркетинга и продвижения продукции МТЗ Анна Кодымова:

- Особенность проекта в том, что двигатели данного диапазона мощности никогда ранее в России не производились и успешно смогут заместить импортируемые в РФ силовые установки, применяемые в мини-тракторах, дорожно-строительной технике, генераторных установках. Производство линеек малолитражных дизельных двигателей поможет сохранить и развить существующие компетенции российских и белорусских предприятий, создаст условия для интенсивного развития отрасли двигателестроения, что позволит создавать продукты, соответствующие современным мировым стандартам.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться