28.10.2022 06:00
    Поделиться

    Где проходит грань между "умной" и обычной дорогой? Участники дискуссии о платных дорогах предложили установить уровни дорожного интеллекта

    Мы так часто наделяем разумом неодушевленные понятия и вещи - скажем, город, дом, дорогу или автомобиль, что подчас даже не задумываемся о том, где проходит эта тонкая грань между их умом и беспросветной тупостью. И не случайно участники круглого стола "Платные дороги: новые возможности субъектов Российской Федерации для организации комфортной дорожной среды" на международном форуме Kazan Digital Week 2022 предложили наконец определить нормативную базу уровней интеллекта автодороги.
    Интерактивное информационное табло - неотъемлемый атрибут интеллектуально "продвинутых" автотрасс.
    Интерактивное информационное табло - неотъемлемый атрибут интеллектуально "продвинутых" автотрасс. / Сергей Михеев

    "Сегодня мы часто применяем термин "умная дорога" и говорим о десятках реализованных проектов интеллектуальных транспортных систем, таких как ЦКАД, безбарьерная технология взимания платы и ряд других. Но пока у нас не определены критерии понятия "умной дороги" и нет их классификации по уровням интеллекта на основании внедренных технологий", - сообщила зампредправления по ИТС и цифровизации госкомпании "Автодор" Виктория Эркенова. Она и предложила разработать необходимую нормативную базу.

    Идею поддержал замгендиректора концерна "Телематика" Марсель Нигметзянов, отметив, что систематизация термина "умная дорога" станет дальнейшим стимулом для цифровизации отрасли, откроет новые перспективы для разработчиков и сформирует устойчивый спрос на отечественные интеллектуальные решения в транспортной отрасли.

    Государство заинтересовано в развитии интеллектуальных транспортных систем

    "Классификация от начального базового уровня до продвинутого позволит в динамике отслеживать процесс интеллектуализации транспортной отрасли и задаст вектор развития. На мой взгляд, начальный уровень "умной" дороги должен обязательно содержать автоматизированное управление дорожным движением (АСУДД), включая выявление инцидентов, информирование водителей с помощью информационных табло и мониторинг транспортных потоков, а также систему фотовидеофиксации (ФВФ) нарушений и весогабаритный контроль. Если говорить о продвинутом уровне, то здесь следует рассматривать технологии подключенного транспорта (V2X - Vehicle to Everything), то есть общения дороги и автомобиля, и формирование инфраструктуры для подключенного и беспилотного транспорта", - считает Нигметзянов.

    "РГ" подключила к обсуждению экспертов отрасли, чтобы выяснить критерии интеллекта дорожной сети, а также понять, может ли "умная" дорога быть бесплатной для пользователей и спасет ли она добросовестных водителей от безбашенных?

    По мнению декана факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций Московского техуниверситета связи и информатики Сергея Гатауллина, никакой разницы между тем платная дорога или бесплатная для понятия "умная" не существует. Через какое-то время все дороги развитых стран станут "умными", но, возможно, платные дороги "поумнеют" быстрее. "Практически на всех дорогах современных мегаполисов можно найти элементы "умной" дороги, такие как АСУДД, фотофиксация нарушений, весовой контроль. И государство заинтересовано в развитии интеллектуальных технологий не меньше бизнеса. В перспективе же развития, например, до 2030 года, "умные" дороги станут, скорее, местом взаимодействия машин с информационной инфраструктурой (V2X), а не водителей с дорогой и между собой. Серьезным драйвером станет появление сетей шестого поколения", - сообщил Гатауллин.

    Любая дорога ориентирована на "умный" автомобиль и умного водителя, считает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. Нет никакого смысла устанавливать технические средства организации и регулирования дорожного движения, если водитель сам недостаточно умен и не знаком с ПДД. Основной критерий умности дороги - в ее возможности помогать автомобилю и водителю в процессе движения, вносить свой вклад в безопасность общего функционирования системы.

    "Появление "умных" дорог должно быть синхронизировано с появлением "умных" автомобилей, либо устройств автомобиля, позволяющих взаимодействовать с элементами "умной" инфраструктуры. В первую очередь такие элементы должны доносить до водителя дополнительную информацию, скрытую за привычными дорожными знаками. Задача "умной" дороги - свести на нет риски возникновения ДТП при различных сбоях в системе управления автомобилем, например, невнимательности или усталости водителя. Это касается любой дорожной инфраструктуры, и не важно является доступ к ней платным или бесплатным", - сообщил "РГ" Михаил Якимов.

    К сожалению, "умная" дорога не способна на 100 процентов предотвратить дорожное хамство или ДТП. Однако и технологии не стоят на месте

    "Умные" дороги - это прежде всего внедрение технологий в транспортную инфраструктуру, а именно цифровизация и автоматизация. "Умную" дорогу от обычной отличают используемые технологии цифровизации и автоматизации, - рассказал замдиректора по направлению "Инжиниринг" Группы компаний SRG Евгений Пьянзин. - Уже на стадии строительства применяются технологии 3D-моделирования, которые позволяют автоматизировать процесс, вести автоматический контроль применяемых материалов. В целом "умная" дорога подразумевает в первую очередь следующее: наличие видеокамер, дорожной разметки ("умной" светящейся), навигации, системы управления освещением, датчиков контроля движения, беспилотного автотранспорта. Такие системы позволяют повысить безопасность на дорогах, управлять транспортными потоками, сделать водителей более ответственными и дисциплинированными. Кроме того, на на участках "умной" трассы с помощью специальных табло можно получать информацию о погоде, дорожных заторах".

    По мнению доцента кафедры таможенного администрирования СЗИУ РАНХиГС Дарьи Щербаковой, центральное звено "умной" трассы - управляемое искусственным интеллектом технологическое оснащение. Сюда относятся "умные" светофоры, способные изменять режим работы в зависимости от загруженности всей дороги или определенных полос (поворот по стрелке). Есть особые случаи - проезд скорой помощи, машин МЧС и следование кортежей. Для этих категорий ТС необходимо предоставить безостановочный проезд, при этом сократить время задержки всего транспортного потока. Это могут быть "умные" реверсивные указатели, регулирующие доступ к полосе движения в зависимости от дорожной обстановки. "Конечно, в идеале "умной" должна быть каждая дорога, - говорит Дарья Щербакова. - К сожалению, "умная" дорога не способна на 100 процентов предотвратить дорожное хамство или ДТП. Однако искусственный интеллект самообучаем, и технологии не стоят на месте. Еще на помощь приходит политика властей по ужесточению наказаний. Культура дорожного движения приходит с общей культурой общества. Немаловажен и эффект присоединения к большинству - когда все ездят правильно, нарушать ПДД становится "некомфортно".

    Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Фурсова
    Поделиться