В издательстве "Молодая гвардия" в серии "Биографика" вышла книга "Галина Уланова. Одиночество богини" историка балета Ольги Ковалик. Это рассказ не только о балерине и ее страстях, но и о времени, в котором приме довелось жить. Здесь воспоминания Улановой, письма, отзывы критиков - все самые потаенные грани ее жизни.
Ковалик пишет о детстве и юности Улановой, проведенных в деревне, на природе, с походами на рыбалку с отцом. Родители любили дочь, но держали ее в ежовых рукавицах и давали жесткие наставления, которые не были просто словами. "Мне родители сказали: "Галя, ни в коем случае ты никогда не должна иметь детей. Или сцена, или дети", - призналась в конце жизни Уланова. "Жестокое к себе и безжалостное к отцу с матерью заявление подтвердило: все семейные чаяния оказались сфокусированы на балетной карьере дочери", - пишет автор книги. Конечно, все эти убеждения родителей строились не на пустом месте, они "на своем примере убедились, что балет нужен любой власти: и когда в зале присутствуют цари, и когда там царствуют шинели и семечки". Мать Улановой, Мария Федоровна, с семи лет готовила дочь к поступлению в училище - Галина поступила с первого раза.
Уже после первых выступлений критики обратили на нее внимание. В двадцать лет она станцевала свою первую партию - Одетты в "Лебедином озере". "Критик И. Юзовский вспоминал: "Мне посчастливилось видеть ее тогда. Среди строгих, размеренных белоснежно холодных форм классического балета затеплилось дыхание. Его принесла Уланова. Она словно боялась обнаружить свою технику, хотя эта техника была, по словам специалистов, поразительной. Она словно решила, что искусство заключается в том, чтобы скрыть искусство...".
Уланова танцевала 32 года. Судьба приготовила ей три величайших испытания - революцию, любовь и войну. Во время войны она выступала в госпиталях для раненых. Получала множество писем, солдаты и медсестры благодарили за то, что ее искусство давало им силы жить, спасало от ужасов войны. В 1944-м пришла в Большой театр: "У меня появилась настоятельная внутренняя потребность - вдвойне отработать за войну, за жертвы, принесенные народом. Казалось, ко мне пришло второе дыхание. Позже я поняла, что и второе дыхание, и новое освоение ролей помог мне найти Большой театр. Его решительность во многом раскрепостила меня. Это было как бы еще одно начало моей творческой работы".
Алексей Толстой называл ее "обыкновенной богиней". Сергей Эйзенштейн хотел снимать ее в роли царицы в "Иване Грозном". Святослав Рихтер говорил: "Уланова открыла новые пути в балете. Она не только подарила нам незабываемые образы, она создала собственный художественный мир - царство человеческой духовности...". Она любила, любили и ее, об этих страстных историях вы тоже узнаете из книги. Но детей, словно следуя наставлению родителей, она так и не завела. Постоянная работа над собой, непревзойденные образы, всенародная любовь, гастроли по всему миру, феерический успех - в этом была вся Галина Уланова.