Год назад были приняты 28 союзных программ. Оправдались ли ожидания и каковы перспективы
Главная цель, которую намечено достигнуть, - создание к 1 января 2024 года полноценного единого экономического пространства на территории Беларуси и России. В силу этого подписанные президентами двух стран Александром Лукашенко и Владимиром Путиным документы позиционируются экспертами как прорывные в союзной интеграции. Что уже сделано в их реализации, оправдались ли ожидания, каковы перспективы? Тему изучал наш корреспондент.
Отметим, что начинать приходится не с чистого листа. Беларусь и Россия уже достигли определенного прогресса в создании общего рынка товаров и труда, услуг, капитала. Вместе с тем сохранились некоторые различия и изъятия из режимов свободной торговли, в сфере миграции труда и капитала. Устранение подобных нестыковок и предусмотрено новыми магистральными программами союзного строительства. Они направлены на сближение макроэкономической политики, гармонизацию денежно-кредитной политики, валютного регулирования и контроля, регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом. Много ожиданий возлагается на гармонизацию налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере, унификацию регулирования транспортного рынка, в результате чего будет заключено соглашение о перевозках на безразрешительной основе.
В прошлом определенные разногласия имелись в энергетической сфере. Из-за этого, в частности, страдала конкурентоспособность белорусской промышленной продукции, поскольку электричество, природный газ, нефть ее производители получали по более высокой стоимости. Подобные коллизии предполагается разрешить благодаря формированию объединенного рынка газа и в целом энергетического рынка. Сначала вводится координация формирования цен на российский газ для Беларуси на этот год, а до 1 декабря 2023-го запланировано подписание дополнения к союзной программе, определяющего основные принципы функционирования и регулирования объединенного рынка газа. Трудно переоценить и значение формирования единой аграрной и единой промышленной политики, введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам и многих других новаций, заключенных в 28 союзных программах. Над их реализацией работают двухсторонние межведомственные комиссии, принятые ими интеграционные документы насчитывают в общей сложности почти 1000 пунктов.
Что из запланированного реализовано? По мнению ряда руководителей и экспертов, намеченное выполнено на 50 процентов. Так, реализованы все мероприятия союзных программ по гармонизации валютного регулирования и валютного контроля, интеграции информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров. Подписан Договор о гармонизации таможенного законодательства двух стран и сотрудничестве в таможенной сфере. Также разработана концепция Международного договора Республики Беларусь и РФ об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, идет работа над проектом договора. В целом проделана большая работа и по другим направлениям.
Если же говорить о качественной стороне новых интеграционных процессов, то они однозначно прошли проверку западными санкциями, введенными против Беларуси и России: две страны оперативно приняли в ответ на них согласованный план совместных действий. Это еще более сблизило две страны: их внешнеторговый оборот за семь месяцев этого года превысил 22 млрд долларов, увеличившись более чем на 5 процентов. По результатам года есть все шансы достичь рекордных показателей, превысив планку в 45 млрд долларов. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко в этой связи отметил: "Мы не только противостоим (санкциям. - Прим. авт.), но и в этих крайне непростых условиях успешно развиваем взаимную торговлю, укрепляем производственные связи и создаем новые транспортно-логистические цепочки".
За этими словами - все более широкий поток белорусского продовольствия на российский рынок, перевалка российскими морскими портами белорусских экспортных грузов, которым было отказано в странах Балтии, и многое другое.
И все-таки выполнение союзных программ должно идти более динамичными темпами, заявил Дмитрий Крутой, вступая в должность посла Беларуси в Москве. Он детально проанализировал ситуацию по конкретным направлениям интеграции: "…Унифицированное регулирование транспортного рынка. Вот те сигналы, которые в условиях санкций, сломанной логистики, перестройки всех потоков, что идут в отношении белорусских грузов, по остаточному принципу выделяются железнодорожные маршруты, какие-то контейнеры, особенно транзитные… Эти проблемы недопустимы. Они должны решаться мгновенно. Должна быть создана полностью безбарьерная среда в транспортном комплексе наших стран".
Посол обозначил и цели объединения энергетических рынков: "Понятно, для наших стран это очень важная тема, здесь есть очень серьезные подвижки, в том числе и переход на расчеты в национальных валютах и за нефть, и за газ. Но скорейший переход на расчеты в национальных валютах и в части формирования цен, и в части прохождения платежей - это вопрос, который я буду курировать, находясь в Москве". Дмитрий Крутой также коснулся транспортных проектов. И не только морских портов и терминалов для белорусских грузов, но и высокоскоростных железных дорог. Ведь если бы люди доезжали из Минска в Москву за 2-2,5 часа, то это все сразу бы почувствовали. "Поэтому предстоит разобраться, почему крупные проекты сейчас находятся на паузе и что надо сделать, чтобы они двигались", - отметил Дмитрий Крутой.
Так что предстоящий год станет решающим в выполнении задач, поставленных в документах Высшего госсовета в ноябре 2021 года. Однако этим цели единения не исчерпываются. Беларусь и Россия сформируют новый пакет союзных программ по интеграции, заявил Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев:
- Уже начинается предварительная работа по формированию предложений, которые лягут в основу пакета из новых программ Союзного государства. Они могут начать работу с 2024 года.
Тем самым продолжатся унификация экономического законодательства двух стран, выравнивание условий деятельности их хозяйствующих субъектов, построение единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства, формирование и реализация общей промышленной и сельскохозяйственной политик.