Вопрос к Марии Сальниковой, генеральному директору компании "Флексознак", продукцией которой мы пользовались, пока ели и пили в покинувших российский рынок "Макдоналдсе" или "Старбаксе": Пострадал ли "Флексознак" от ухода клиентов с рынка?
В далеком 2000 году компания начинала с выпуска упаковок для табачной продукции и карточек для метрополитена (которые выпускает до сих пор). Затем - заготовки для бумажных стаканчиков, а через пару лет были закуплены станки для полного цикла производства.
- Самое печальное, что до марта 2022 года мы работали исключительно на европейском сырье. Это и картоны, и краски. Самая большая наша боль на сегодня - то, что 95% станков в полиграфии и типографии - европейского производства, вся закупка запчастей шла из Европы. Наш мир перевернулся, по оборудованию все намного сложнее: компании делали номерные запчасти. Если привезти их параллельным импортом, по номеру все равно сразу определяется, где стоит станок. Если честно, у нас нет ответа на сегодня, что мы будем делать, если что-то серьезно сломается. Пока пытаемся найти аналоги, вытачивать "железки" здесь, - признается Мария.
Компания первым делом надеется на дружественных партнеров из Китая, но, к сожалению, и они далеко не все могут сделать. Поиск аналогов занимает время, а время, как известно, - деньги. С сырьем дела обстоят проще, однако одномоментное обнуление многолетних прямых контрактов - не самая приятная ситуация. Даже учитывая заплаченные авансы, некоторые европейские фирмы не посчитали нужным отдать сырьё или вернуть деньги.
Однако Турция, Китай и Корея в этих условиях были готовы прийти на помощь. Теперь переориентация производства идёт на них, но необходимость долгого тестирования опять же означает потерю некоторой части доходов.
- С апреля, мне кажется, мы провели уже более 60 тестов различных видов картонов, красок, лаков. Всем кажется, что бумажный стакан - это очень простой продукт. На самом деле, в нём очень много нюансов. Для нас основные заказчики - это Москва и Московская область. И слава богу, что российские производители бумаг и картонов разворачиваются к этому типу производства. Но на данный момент на отечественном рынке есть выбор только из двух компаний, которые на сегодня не могут охватить весь рынок.
А вот молодому бренду одежды было тяжелее. Егор Каравайцев, генеральный директор бренда Brunello Bochetti, который недавно отметил свой первый день рождения, рассказывает, что в один момент продажи упали ровно в 10 раз. Так как основные продажи компании - на маркетплейсах, общее падение числа покупателей на них особенно остро сказалось на бизнесе юном и развивающемся. Но рождённые создавать сдаваться не привыкли: в кратчайшие сроки было принято решение о переносе производства, создана и выпущена коллекция зимней верхней одежды и даже найдены новые инвесторы.
- К такому сложно подготовиться, когда живёшь большими планами и мечтами. Тем более, когда ты запустился сравнительно недавно. Мы с командой предполагали, что трудности будут, план в голове был. Я сразу, в моменте понял, что сдаваться не собираюсь, ровно как увидел падающие цифры. Сейчас уже дела идут намного лучше, мы увеличиваем оборот, запускаем новые позиции, работаем день и ночь. Главное сейчас - духом не падать, справимся. Тем более, когда в тебя инвесторы верят, это очень поднимает боевой дух.
У Егора на бизнес действительно большие планы: у него горят глаза, когда он рассказывает о своем деле, даже если о трудностях - будто все ни по чем. Глядя на эту решимость, хочется надеяться, что малый бизнес у нас в стране переживет кризис, найдет пути выхода и не сдастся под натиском судьбы и санкций.