Какие редкие цветы можно увидеть в Кавказском заповеднике зимой

Сочинский парк "Южные культуры" и Тисо-самшитовая роща Кавказского биосферного заповедника интересны в любое время года. Обе территории находятся в черте районов курорта, но, несмотря на это, тропинки туристических маршрутов всегда погружены в лесную тишину, наполненную шорохом листьев и щебетом птиц.
Владимир Аносов/РГ

Кроме целительной силы природы, любой путешественник здесь всегда почерпнет что-то полезное: к примеру, увидит удивительные реликты, благополучно пережившие ледниковый период. Какие уникальные экзотические растения можно увидеть цветущими в зимние месяцы, узнали корреспонденты "РГ".

"Южные культуры" в Адлере - один из старейших парков на Черноморском побережье. В 1910 году его основал бывший градоначальник Петербурга Даниил Васильевич Драчевский, владевший землей в устье реки Мзымта. Проект растительного шедевра он поручил известному ландшафтному архитектору Арнольду Регелю - сыну директора Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге Эдуарда Регеля. Для озеленения использовались хвойные и лиственные деревья, ценные кустарники, а группы бамбуков, пальмы и пампасская трава создавали эффектные уголки.

В своей первоначальной композиции, с декоративными прудами и коврами газонов, парк сохранился до наших дней, при этом здесь собрана одна из самых крупных в стране коллекций экзотов, привезенных со всех континентов. По итогам последней инвентаризации, проводившейся в 2020 году, в его коллекции насчитывается 669 видов растений. Однако с тех пор ботаническая сокровищница пополнилась еще новыми экземплярами и теперь их число приближается к 700.

- В целом, в этом и заключается наша работа - уход и увеличение коллекции, а с недавнего времени еще и восполнение. Потому что парк за свою более чем столетнюю историю переживал различные катаклизмы - от смерчей до кризиса в 90-е годы, когда здесь работали только три человека: я и еще двое рабочих, - рассказывает дендролог парка "Южные культуры" Алексей Плотников.

Сказалась и олимпийская стройка в Имеретинской низменности: нарушение дренажной системы, проходящей по границе парка, привело к переувлажнению отдельных участков, вызвав преждевременное старение и раннюю гибель экзотических растений. Платановая аллея и эвкалиптовая роща "Южных культур" одно время вообще были переданы в пользование ГК "Олимпстрой", что естественно не лучшим образом отразилось на облике - однажды утром прибывшая строительная техника без колебаний свалила несколько вековых платанов под проектировавшиеся тогда очистные сооружения. К счастью, благодаря неравнодушию общественности парк удалось отстоять, а затем восстановить.

- Парк спроектирован как сад непрерывного цветения, - продолжает Алексей Александрович. - Сейчас наступает пора цветения камелии сасанква, мушмулы, гамалелиса виргинского, отцветает османтус, который в Китае ценится за свой удивительный аромат и красоту. Начинает распускаться зимоцвет: примечательно то, что цветы на нем появляются сразу, как кустарник сбрасывает листья. Переход осени в зиму тоже по-своему романтичен, взять хотя бы орех пекан. Несколько недель назад его листья окрасились в лимонно-желтый цвет. Или вот, смотрите, кипарис болотный - листопадная форма хвойного дерева, перед опадением он приобретает кирпичный ржавый оттенок. На фоне голубого неба и зелени бамбука это буйство красок выглядит необычно.

Алексей Александрович без малого полвека посвятил себя парку, вложив в него свои знания и душу. Закрытыми глазами он может найти любое растение среди тенистых аллей - и это не фигура речи.

- У нас более пятидесяти процентов растений в парке - вечнозеленые. Та же камелия японская, ей уже 120 лет, и как видите в прекрасном состоянии,- подытоживает Алексей Плотников. - Конечно, возраст влияет на состояние деревьев. Редкие субтропические растения, которые распространены в Китае, оберегаем как зеницу ока, потому что сейчас Поднебесная даже семена и саженцы не продает. Там их считают своим национальным достоянием.

Что ж, зато у нас есть свое национальное достояние - Тисо-самшитовая роща в Хостинском районе, которую сотрудники называют не иначе как лабораторией под открытым небом, потому что природные процессы здесь можно читать как книгу. Всего в роще произрастают более 500 видов растений, две трети которых реликты и эндемики. Например, в январские праздники под зеленоватой тенью замшелых деревьев зацветает массово цикламен косский, он внесен в список редких и исчезающих растений Краснодарского края, так что рвать их в букеты ни в коем случае нельзя.

У входа встречаешь символ рощи - самшит колхидский. Несколько столетних кустов с мелкими глянцевыми листьями сотрудники спасли, ежедневно очищая его вручную от прожорливой бабочки-огневки (использование химических препаратов защиты на территории ООПТ запрещено - прим.ред.). Ее завезли из Италии во время обустройства олимпийских объектов. Увы, остальные взрослые деревья, которым сотни лет, погибли. Однако среди опавшей сухой листвы замечаю тянущиеся стройные кустики молодого самшита, высотой около 20-30 сантиметров.

- Кто-то говорит, что раз самшит погиб, то смотреть в роще нечего. На самом деле это не так, - делится пресс-секретарь Кавказского заповедника Янина Реенсон. - Действительно, деревья погибли, но в 2016-2017 годах до нашествия огневки они выбросили такое количество семян, которое не помнили старожилы рощи - их сметали прямо с дорожек. Всхожесть семян составляет 5-6 лет и как раз за этот период был отмечен подрост молодого самшита, сейчас кустики растут активно, так как освободилось жизненное пространство.

Продвигаясь вглубь по малому кольцевому маршруту глазам предстают немного сумрачные великаны-тисы и грабы, согнувшиеся стволы увиты особенным мхом - Неккера курчавая. В годы Великой Отечественной войны из-за дефицита перевязочных материалов его высушивали и использовали в качестве ваты. Затем пройдя через карстовый разлом, именуемый "лабиринтом" выходишь к старому дубу с длинным "шрамом" на коре от удара молнии. Здесь можно присесть на потемневшую от дождей скамью, отдохнуть и просто насладиться чистым воздухом.

Кстати

В парке "Южные культуры" специалисты всячески стараются продлить жизнь старым деревьям. С помощью специальных датчиков оценивается общее состояние дерева, а затем его связывают тросами, так называемый каблинг. Например, почтенной изогнувшейся итальянской сосне, которой больше ста лет, такие крепления помогают легче переносить непогоду и порывы ветра. К слову, семена в ее шишках съедобны и по своим размерам превосходят кедровые орешки в 1,5-2 раза. Но, по словам Алексея Плотникова, уже который год их не могут собрать, так как их охотно шелушат белки.