Но на самом деле речь идет о создании на базе "семерки" единой торгово-экономической зоны для продвижения возобновляемой энергетики в мировом масштабе. Участники клуба намерены установить единые углеродные пошлины на промышленный импорт, которые будут работать, по сути, как инструмент принуждения к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Неприсоединившиеся страны, поставляющие свои товары на рынки клуба, должны будут или платить эти пошлины, теряя деньги и конкурентоспособность, или переводить свою промышленность на возобновляемую энергию.
Первыми под углеродные пошлины клуба попадут, по всей видимости, сталь и алюминий. США и ЕС еще до решения G7 начали обсуждать единые таможенные сборы для тех иностранных производителей этих металлов, кто использует в качестве источника энергии углеводороды. Теперь же следует ожидать, что к переговорам присоединятся и остальные члены G7.
Как отмечает агентство Bloomberg углеродные пошлины на сталь и алюминий ударят прежде всего по китайским производителям, и Пекин уже выразил в этой связи свое недовольство. Представитель МИД КНР Мао Нин заявила на прошлой неделе, что ее страна "примет все законные меры для защиты своих законных прав и интересов".
Вступление новых таможенных сборов в силу ожидается в конце 2023 года. На эти сроки указывают как источники агентства Bloomberg, так и опубликованная в среду Евросоюзом информация о том, что его собственные углеродные пошлины - так называемый механизм пограничной углеродной корректировки - начнут действовать со следующего октября. Если договориться к тому моменту с Пекином не удастся, то "семерка" рискует быть втянутой в масштабный торговый конфликт с Китаем и другими "углеводородными" экономиками.
На Западе этот риск хорошо осознают, и по крайней мере Германия вместе с Евросоюзом явно хотели бы избежать такого сценария. По словам немецкого канцлера Олафа Шольца, кому, собственно, и принадлежит идея создания клуба, климатическая "тарифная война" стала бы серьезной ошибкой.
Поэтому Шольц на пресс-конференции по итогам виртуального саммита G7 настойчиво зазывал в климатический клуб другие страны, и в первую очередь Китай и Индию, указывая на то, что новая организация "открыта для всех".
Но то, что Китай и другие страны прислушаются к призыву Шольца и вступят в клуб, отнюдь не гарантировано. Для них это будет означать, по сути, переход на возобновляемую энергетику по тем стандартам и в тех темпах, которые установит Запад. Пока же, как показывает практика, Пекин хотя и расширяет использование ВИЭ, делает это, руководствуясь исключительно собственными планами. Для экономики Поднебесной слишком быстрый отказ от углеводородов, как того требует Запад, означает потерю конкурентоспособности.
А значит, высока вероятность того, что в конце следующего года может начаться глобальное торгово-климатическое противостояние между новым клубом и теми, кто предпочтет возобновляемой энергетике традиционные углеводороды.
Не случайно немецкий журнал Spiegel еще в прошлом году называл только планировавшийся тогда клуб "климатическим НАТО".