Не "Мы"

Поклонникам Евгения Замятина в этом году не везёт. Недавно, после ряда переносов, стало известно, что прокат фильма "Мы" по самому знаменитому произведению классика отменён. И будет ли фильм показан хотя бы в обозримом будущем - неизвестно. Впрочем, учитывая, что снимался он под руководством небезызвестных братьев Андреасян, возможно, эта новость не так уж и плоха.
kino-teatr.ru

С попыткой неожиданной и невольной компенсации выступил молодой режиссёр Иван Твердовский. На прошедшем на минувшей неделе кинофестивале "Зимний" он представил свою картину "Наводнение", основанную на одноимённом рассказе Евгения Ивановича. Впрочем, последний тут присутствует номинально: в отличие от экранизаций Витаутаса Жалакявичюса ("Зверь, выходящий из моря", 1992) и Игоря Минаева ("Наводнение" с Изабель Юппер и Борисом Невзоровым, 1993), здесь от исходной трагедии осталось не так много.

У Замятина было так: семейная пара средних лет никак не может завести ребёнка. В это время соседская девочка-подросток остаётся сиротой, и они решают её удочерить. Однако в результате супруг окончательно отдаляется от суженой и начинает стремительное и совсем не отеческое сближение с девочкой. В конце концов несчастная ревнивица, воспользовавшись суматохой, вызванной наводнением, убивает и расчленяет юную соперницу, после чего избавляется от останков. А потом немного по-достоевски страдает.

Ивану Твердовскому сюжет начала прошлого века не слишком интересен. Твердовскому более интересен он сам вкупе со своей зацикленностью на человеческой гнусности. Поэтому он взял и сделал из "Наводнения" ремейк собственного первого фильма "Класс коррекции".

Как и в упомянутом дебюте, действие разворачивается в замкнутой группе молодых людей - на этот раз в секции по плаванию. Как и там, в центре внимания - затюканная бедняжка, которую травят сверстники. И лишь один паренёк пытается её защитить - впрочем, тоже, как затем выясняется, небескорыстно. Те, кому не посчастливилось видеть "Класс коррекции", могут подумать, что мы просто перепутали сеансы, но это, увы, не так. Просто режиссёр решил подарить нам ещё одну такую ленту. Настолько же непереносимую во всех отношениях.

С замятинским текстом фильм Твердовского объединяет тот факт, что страдалица - сирота (вдобавок, чтобы быть ещё виктимнее, онемевшая от горя после гибели родителей), проживающая вместе с семейной парой. Только теперь - у родной тётушки, которая по совместительству её тренер. Муж тётушки - тоже тренер и по совместительству похотливая и злобная скотина, так что насильственное соитие не заставляет себя долго ждать (у Замятина сожительство с приёмным отцом разлучницу ничуть не тяготило).

Застукав муженька на месте преступления, его озверевшая супруга не находит ничего лучше, чем окрыситься на жертву. И окончательно превращает её и без того ужасную жизнь в беспросветный ад. Теперь на безответную сиротку ополчились вообще все - и спасения нет. Точнее - есть, но оно весьма мрачное.

В общем, опять непролазная чернуха. Ко всему прочему поставлено и снято это всё с умыслом причинить зрителю максимальный дискомфорт - не только моральный, но и физический, в чём непосредственное участие принимают нарочито неестественная картинка, утомительный монтаж, оголтелое переигрывание и запредельно нестерпимый звук. Такие откровенно мизантропические эксперименты над публикой может себе позволить разве что Ларс фон Триер. А Твердовский, уж простите, совсем не он.

Забавный факт: в рамках фестиваля авторского кино "Зимний", где было показано "Наводнение", проходил семинар, посвящённый тому, как это самое авторское кино смотреть. И одним из спикеров был режиссёр Твердовский. Посвящено его выступление, однако, было вовсе не собственному детищу, а "Пианистке" Михаэля Ханеке. А зря.

Текст на сайте "Год литературы".