Крутые якуты, прощание с Пускепалисом: что интересного показали на первом кинофестивале "Зимний"
Нет, в программе, состоявшей из девяти фильмов, были и не самые удачные - как, например, тяжело перевариваемое "Наводнение" Ивана Твердовского, зачем-то решившего переснять свой "Класс коррекции" в новых декорациях и с кивками на Евгения Замятина, или унылая псевдоантиутопия о деструктивной секте "Волны" Михаила Брашинского. Однако подавляющее большинство лент если и не удались в полной мере, во всяком случае, вызвали интерес.
"Не хороните меня без Ивана"
Главный приз смотра - и заслуженно - взяло остроумное и трогательное роуд-муви якутского режиссёра Любови Борисовой. Она уже отметилась на ММКФ-2019 своим дебютом "Надо мною солнце не садится", а в прошлом году по её сценариям вышли крепкий снежный вестерн "Холодное золото" и нетривиальная спортивная драма "Джулур: мас-рестлинг".
Вернувшись в режиссёрское кресло, Борисова вновь обратилась к теме человеческих отношений на фоне пасторальных пейзажей родного края. Главный герой - реальный человек, живший в конце позапрошлого и начале прошлого веков - художник, краевед и вообще исключительно выдающийся учёный муж Иван Попов. Он отправляется в этнографическую экспедицию по окрестным районам, а за ним увязывается сельский простак - якут по имени Степан.
Дело в том, что бедняга время от времени впадает в летаргический сон, и он - более чем небезосновательно - опасается, что в отсутствие просвещённого Ивана односельчане его попросту закопают живьём. Так начинается их приключение, полное смешного и печального, написанное и снятое с большой любовью. Было бы очень здорово увидеть фильм Борисовой в прокате.
"Айта"
Якутское кино становится всё более мощным феноменом, поэтому нет ничего удивительного в том, что на фестивале республику представляли целых две картины. И, надо сказать, обе отличные.
Один из самых продуктивных якутских режиссёров Степан Бурнашев, чья семейная мелодрама "Наша зима" (вполне достойная) совсем недавно вышла в общероссийский прокат (плюс на его счету - мрачнейший триллер "Чёрный снег", хоррор "Проклятие. Мёртвая земля" и много чего ещё), снял очень напряжённое кино, затрагивающее важнейшие вопросы и не чурающееся болезненных точек.
В глухом якутском селе, оторванном от остального мира непогодой, совершает самоубийство девочка-подросток. Все улики указывают на местного сотрудника полиции - одного из немногих русских, к тому же приезжего. Начинается травля, на залитом непрерывным ливнем горизонте маячит кровавый самосуд. Но начальник подозреваемого, тоже склоняющийся к версии о виновности коллеги, всё же не хочет поддаваться ксенофобским импульсам и эмоциям и намерен досконально разобраться в произошедшем.
"Айта", хоть и осталась на "Зимнем" без призов, точно достойна внимания - таких крепких и неглупых триллеров сейчас снимают не так много.
"Доктор"
Эта драма Артёма Темникова - одна из последних (если не последняя) актёрская работа Сергея Пускепалиса, трагически погибшего в ДТП 9 сентября этого года. И для прощания с замечательным артистом "Доктор" - грустный и добрый фильм, где Пускепалис сыграл чуткого врача, работающего в спецклинике для детей с психическими отклонениями, - подходит как нельзя лучше (и уж точно больше, чем "Сердце пармы").
Обладая феноменальной способностью к пониманию трудных подростков, готовый ради спасения маленькой заблудшей души буквально на всё, доктор Христофоров никак не может наладить личную жизнь: она для него имеет второстепенное значение. Отчего недопонимание вокруг него - со стороны коллег, любимой женщины и немногих оставшихся друзей - только множится.
"Большие змеи Улли-Кале"
Один из самых крупных, но при этом относительно малоизвестных отечественных режиссёров Алексей Федорченко снова обратился к теме отношений Российского государства с населением отдалённых регионов. И, воспользовавшись приёмом, использованным ещё в дебютном фильме "Первые на Луне", замахнулся - ни много ни мало - на самого Эйзенштейна.
"Большие змеи" - удивительное эклектичное полотно, созданное при помощи весьма замысловатой конструкции. Федорченко создаёт причудливую мозаику на тему русских и Кавказа. Получается содержательно остроумно, а визуально и концептуально - эффектно. Разве что немного смазывает впечатление некоторый привкус модного сегодня в определённых кругах т.н. "деколонизаторского" дискурса. Но какова концовка!
"Меньшее зло"
После кошмарного фильма-недоразумения "Непосредственно Каха!" Виктор Шамиров, зачем-то довольно невнятно попытавшись защитить своё детище перед разгневанной общественностью, вернулся к тому, за что его прежде любили многие зрители - формату комедийной драмы с хорошо проработанными диалогами и интересными героями.
В прошлом году вышел сериал "Большая секунда", который, судя по рейтингам, реабилитировал его как сценариста и режиссёра, и вот - ещё один типичный шамировский фильм.
Неизвестно, что за сериал (а он уже заявлен) получится из "Меньшего зла" - оно и так смотрится как симпатичная камерная мелодрама с неплохим юмором. И открытый финал (что совсем не одно и то же, что его отсутствие - сравните с "Надвое" Тодоровского) этому совсем не помеха. В общем, Шамиров напомнил, что умеет снимать хорошее кино. А "Каха" пусть так и остаётся необъяснимой аномалией.
"Клипмейкеры"
Новый фильм Григория Константинопольского вполне может побороться за звание главного разочарования фестиваля, но это отнюдь не значит, что "Клипмейкеров" не нужно смотреть.
Да, узнаваемый трэш-юмор под девяностые (и про девяностые) морально устарел со времени выхода "Восьми с половиной долларов" (которые здесь прямо упоминаются), и многие шутки (особенно гэг со стулом) изрядно утомляют. Вдобавок режиссёр тут принялся весьма агрессивно и злобно сводить счёты с товарищами юности - легко узнаваемых и носящих очень прозрачно намекающие имена (главного героя в исполнении Александра Горчилина, чтоб вы понимали, зовут Гриша Византийский).
Но всё же несколько забавных и типично "константинопольских", как только он умеет, сцен, здесь есть. А ещё здесь есть Владимир Епифанцев в роли бандюгана по кличке Бобёр.
"Медея"
Ни в коем случае не нужно путать этот странноватый хоррор с прошлогодней невыносимой драмой Александра Зельдовича. Потому что, в отличие от последней, лента Игоря Волошина не пытается адаптировать знаменитую античную трагедию под современные реалии, а просто использует знакомые мотивы в своём диковатом образном ряду. Плюс новая "Медея", которая, кстати, выйдет в широкий прокат 26 января, не в пример кошмарному полотну Зельдовича, смотрится легко и с удовольствием. Ну и что, что удовольствие это постыдное и основанное на принципе "так плохо, что уже хорошо"?
В конце концов от фильма ужасов по сценарию Василия Сигарева и от режиссёра "Олимпуса Инферно", "Скорого Москва - Россия" и недавней "Одержимой" ждать большего и не стоило.
В наличии: совершенно невообразимые психоделические сцены, нестандартная игра Ольги Симоновой (за которую она получила нестандартную же награду "за искренность") и оригинальная трактовка набившего оскомину твиста с умильной, но справедливой моралью: не нужно обижать котиков (и в чём они тут неправы?). Словом, guilty pleasure как оно есть.