21-летняя красавица Клара решила не оставаться у друзей и поздно ночью одна пошла домой. На следующий день прохожие найдут ее обгоревший труп - некто напал на девушку, облил горючей жидкостью и поджег. За дело берется следователь Йохан, для которого приключившаяся трагедия становится чем-то личным. Однако улик нет, подозреваемые постоянно сменяют друг друга, и расправа над молодой женщиной с каждым днем все больше рискует стать очередным "глухарем".
Фильм Доминика Молля ("Магия зверя") хоть и можно жанрово записать в детективы, однако это скорее антидетектив. Начальный титр сразу разрушает всю интригу: около двадцати процентов преступлений, связанных с убийствами, остаются нераскрытыми, и картина сосредотачивается на одном из таких происшествий. Можно вспомнить "Зодиака" или "Воспоминания об убийстве", где тоже заранее известно, что душегубов не найдут, а вместо этого - постепенная трансформация следователей в таких же маньяков, которых они разыскивают. Хотя лента французского режиссера отчасти перекликается с работами Дэвида Финчера и Пон Джун Хо, по сути она является полицейским процедуралом о буднях служителей правопорядка, показанных не то чтобы без прикрас, а, скорее, в рутинном ключе.
Местные следователи спокойно собирают улики на месте обнаружения тела, не вдаваясь в патетические речи насчет жестокости произошедшего; в их отделе царит атмосфера размеренной скуки, и сотрудники мирно глядят в свои мониторы, параллельно обмениваясь комментариями насчет сломавшегося принтера; в участок периодически вызывают свидетелей с подозреваемыми, однако их допросы явно далеки от интеллектуальных дуэлей или игр в кошки-мышки. "Таинственное убийство" порой откровенно скучновато смотреть, поскольку показанное на экране состояние застоя, в котором пребывают господа расследователи, явно отличается от того, что обычно сулят детективные триллеры о загадочных преступлениях. К тому же многие повороты истории, сулящие развитие дела в неожиданном ключе, в итоге повисают в воздухе и ни к чему не приводят. Однако это не столько просчет сценаристов, сколько отображение реалий жизни полицейских, которым далеко не каждый день удается задержать опасного преступника. Как иронично подмечает один из героев: "Мы боремся против зла, составляя отчеты".
Может показаться, что "Таинственное убийство" получилось неудачным фильмом, однако следует обратиться к обстоятельствам создания ленты. Как признавался режиссер, его вдохновила книга Полин Гена "18.3 - год в судебной полиции", в которой французская писательница рассказала о работе правоохранительных служб Версаля. Постановщика заинтересовала история о варварском сожжении юной дамы, особенно то обстоятельство, что детектив, занимавшийся делом, буквально помешался на нем, поскольку все его попытки найти убийцу оказались бесплодными. Позже при проработке сценария Доминик Молль обратил внимание на то, что в центре преступления находится молодая девушка - одна из многих женщин, подвергшихся насилию со стороны мужчин. Так что история вялотекущего расследования, закончившегося ничем, на проверку оказывается и взглядом изнутри на работу полиции, в которой, как оказывается, мало романтического, но много рутинного, и размышлением об антагонизме полов, и исследованием одержимости, не отпускающей человека порой всю жизнь.
Йохан, сыгранный Бастьеном Буйоном ("Обещание на рассвете"), - сотрудник полиции, который, несмотря на молодость, уже дослужился до высокого поста. Тем не менее, дело Клары оказывается настоящим испытанием для молодого следователя. Актеру удается в полной мере передать, как его герой, внешне безэмоциональный и спокойный, все больше проникается обстоятельствами гибели девушки, чей образ не отпускает его даже во время сна. И демонстрируемые сцены с ночными гонками по стадионному кругу отчетливо показывают, что поиски поджигателя все больше засасывают детектива в омут одержимости. При этом с каждым новым допросом или найденной уликой вырисовывается неприятная правда - убийство молодой женщины не является таким уж экстраординарным событием.
В последние годы все больше намечается тенденция, когда мужчины-режиссеры начинают осмыслять патриархат и место женщин в нем, в частности, учиняемое над ними насилие, на которое многие пытаются закрывать глаза. Сразу вспоминаются "Род мужской" Алекса Гарленда или "Прошлой ночью в Сохо" Эдгара Райта.
Доминик Молль тоже решил затронуть злободневную тему, и в ее раскрытии не столько играется с социальными агитками или феминистическими трендами, сколько пытается осмыслить отношения мужчин и женщин как таковые. И, как замечает главный герой, в них что-то трагически сломалось: между полами явно не хватает понимания и взаимодоверия. Убийство Клары и последовавшая реакция это ярко демонстрируют. Возможно, мысль не нова, однако стоит отдать должное кинематографисту за то, что в текущем разладе он попытался показать трагедию для обеих сторон, при этом не скатившись в откровенное бичевание всего рода мужского. Что, например, нельзя сказать о последней работе того же Алекса Гарленда.