Количество посетителей на единицу площади торговых центров в целом по России (Mall Index) за 11 полных прошедших месяцев этого года снизилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. и на 22% по отношению к уровню докризисного 2019 г., приводит данные руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев.
Устойчивее всего к кризисным явлениям оказались торговые центры малых и средних форматов (менее 40 тыс. кв. м GLA). Это так называемые объекты шаговой доступности, основная часть которых располагается в непосредственной близости к местам постоянного расселения, поясняет он. Количество посетителей торговых центров в 2022 году уменьшилось в среднем от 25 до 40%, добавляет PR-технолог Александр Андрианов, ссылаясь на данные клиентов - владельцев торговых центров. Причем наиболее остро отток покупателей ощущают крупные ТЦ площадью 70-90 тыс. кв. метров, соглашается он.
Среди факторов, повлиявших на поток покупателей, эксперты называют рост влияния интернет-площадок, уход из России западных брендов, отсутствие интересного кинопродукта, отъезд некоторых представителей среднего класса за границу. Покупательский интерес смещается в сторону интернет-магазинов, где все можно сравнить, поясняет руководитель IT на одном из предприятий Алексей Солодовников. "Перспективы на следующий год не самые радужные. Едва ли не каждый второй ТЦ под угрозой закрытия", - считает Андрианов.
В такой ситуации крупным торговым площадкам придется перестраиваться или закрываться. Чтобы выжить, торговые центры сейчас должны "заманивать" покупателей различными активностями, считает старший преподаватель департамента финансового и инвестиционного менеджмента ВШУ Валерий Фетисов.
Но аудитории необходимо предложить новые креативные решения, добавляет Андрианов. Например, нужно проводить на территории ТЦ выставки и театральные представления, кооперироваться с образовательными центрами и устраивать мастер-классы по различным направлениям, проводить лекции известных персон, открывать филиалы музеев, выставки. Можно организовать фуд-корты с национальными блюдами народов России. Также могут сработать варианты превращения ТЦ в сommunity-сenter, где в первую очередь молодежь может проводить время, или в show-room для производителей.
Впрочем, не все так уж плохо, считает директор факультета бизнеса университета "Синергия" Кирилл Плохих. Торговые центры точно не закроются, потому что люди всегда будут совершать покупки, ходить в кино, говорит он. И даже если ушедшие бренды на вернутся, их место займут другие.