С некоторыми лекарствами, прежде всего зарубежного производства, и правда, то и дело возникают проблемы. Последняя тревожная новость - в аптеках заканчивается препарат "Тамоксифен", его применяют при многих онкозаболеваниях, в том числе самом распространенном виде рака у женщин - раке груди. А до этого на форумах народ жаловался, что невозможно достать инновационное лекарство "Трулисити" для лечения диабета и онкопрепарат "Опдиво", детские формы "Нурофена". Также уже несколько месяцев врачи вынуждены искать замену популярному антибиотику "Амоксиклав". Но если большинство перечисленных препаратов импортные, то дешевый (всего 150 рублей за упаковку) "Тамоксифен" - это российское лекарство, уж с ним-то, казалось бы, сложностей быть не должно.
"В большинстве случаев временное отсутствие некоторых лекарств связано с логистическими проблемами поставщиков и производителей. При этом дистрибьюторы принимают меры по изменению логистических путей и оперативной доставке лекарств в аптеки", - пояснили в Росздравнадзоре.
"Сложности есть. Основные зарубежные поставщики закрыли контракты прошлого года к середине декабря. Раньше в такой ситуации лекарства продолжали поступать авансом, уже в счет контрактов будущего года. Но в этом году этого не произошло, хотя контракты с основными фармкомпаниями на 2023 год продлены. Отсюда и задержки", - пояснила "РГ" глава Национальной фармпалаты Елена Неволина.
К слову, чтобы дефицитные лекарства было легче купить, аптеки сейчас заказывают меньшее количество упаковок, чтобы покупатель не мог приобретать лекарство "оптом" про запас. Тем не менее официальных ограничений "одна упаковки в одни руки" никто не вводит.
"Хотя продолжают действовать прежние правила поставок, лекарственный рынок находится под сильным давлением геополитических факторов, - сообщил "РГ" сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. - Доставка стала сложнее. До сентября лекарства из Европы шли к нам через Беларусь. Сейчас - через Дубай, Казахстан или Китай. Это долго и дорого".
В результате такой нестабильности проигрывают все - и участники рынка и, главное, пациенты и врачи, которые первыми принимают на себя претензии больных, которым они вынуждены менять терапию.
Эксперты ВСП подготовили комплекс мер, и долговременных, и более оперативных, которые помогли бы стабилизировать ситуацию.
"Нам нужно установить приоритеты разработок в фармотрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу исходя из структуры заболеваемости, потребностей системы здравоохранения, данных об имеющихся отечественных и зарубежных препаратов и выделить приоритетные", - пояснил "РГ" сопредседатель ВСП Юрий Жулев. Российские фармкомпании готовы насытить рынок - прежде всего там, где ощущается нехватка лекарств. Помочь этому, говорят в ВСП, могли бы "офсетные" контракты - когда государство поддерживает инвестиционные обязательства производителя и гарантирует дальнейшие закупки. Но это решение требует времени.
Более оперативной мерой могла бы стать поддержка аптечного производства. "В условиях повышенного риска прекращения ввоза лекарств из-за рубежа нужно помочь восстановить производственные аптеки. В отличие от промышленного производства аптечное изготовление может быстро реагировать на изменения и снижать дефицит по отдельным позициям", - считает Ян Власов.
Кроме того в условиях постоянно меняющихся "правил игры" на рынке фармкомпаниям приходится сейчас искать новых поставщиков субстанций и другого сырья. Но каждая такая замена требует внесения изменений в регистрационное досье на лекарство, но такая процедура стоит немалых денег.
"Госпошлина за внесение изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, изменений, требующих проведения экспертизы лекарственных средств, была два года назад увеличена с 75 000 рублей до 490 000 рублей. Для недорогих препаратов столь высокий размер пошлины - серьезное самостоятельное препятствие для того, чтобы продолжать производство. А в условиях, когда уход ряда иностранных поставщиков с российского рынка требует частых изменений в нормативной документации, такой размер госпошлины может вообще оказаться запретительным для некрупных предприятий", - заключили в ВСП.