18.01.2023 18:00
    Поделиться

    Прогулка под обстрелом по центру Донецка, где жив театр, музеи, книжный магазин и люди - живы и крепки

    После тяжелого дня - вернулись только что из Мариуполя - мы пили чай в Донецком театре кукол. Одна из руководительниц говорит: "Мы с девочками, когда совсем уж невмоготу, к Ленину ходим". - "Зачем?" - "Поплакать". К Ленину - это на площадь, где стоит памятник вождю. Спрашиваю: "А до этого куда обычно ходили?" - "Как все, к Пушкину. Там раньше весь город гудел". К Пушкину - это на бульвар имени поэта, вокруг которого театры и музеи, да чего там только нет. И вот - иду туда, к бульвару Пушкина. Как там сейчас?

    Писательницы и пионерки

    Сегодня на бульваре под широко раскрытым бронзовым взглядом Александр Сергеевича бродят только вороны. Горожане приходить сюда опасаются: слишком уж часто прилетает от тех, для кого Пушкин - совсем не наше всё. К тому же примыкающие к бульвару театры, дома культуры, музеи и многие кафе закрыты для посетителей. Самые частые гости у Пушкина теперь коммунальщики. Они оперативно заделывают последствия обстрелов, да и в другое время, если есть возможность, наводят тут какую-никакую красоту.

    Вычищенный, но пустынный бульвар - зрелище жуткое. Как и мешки с песком возле витрин одной известной шоколадной фабрики. Как и забитые окна первых этажей. Как стаи ошалевших бродячих собак, которым не страшны уже обыкновенные автомобильные клаксоны.

    И все же Пушкин жив. Хотя бы потому, что в считанных шагах от памятника вопреки всему работает книжный. Заглянул сюда - добрая открытая женщина, продавец Елена Лысакова, рассказывает мне: "Конечно, страшно, всюду пусто. Но все это время не закрывался один сетевой магазин - и мы. И люди к нам приходят, говорят, можно мы у вас хоть душой отдохнем".

    Душой в донецком книжном магазине есть, где отдохнуть. Сразу напротив кассы - полка с современной российской литературой. Пелевин, Водолазкин, Басинский. Рядом икона Николая Чудотворца. Она не продается - охраняет. Не то современную прозу, не то продавцов с покупателями. А если пройти вглубь магазина, можно найти богатую букинистику и полные собрания сочинений - от Некрасова до Леонова.

    - А что берут чаще всего?

    - То, что советуем мы. Потому что мы все люди читающие. Я вот, например, сейчас влюбилась в "Хроники странствующего кота" Хиро Арикавы. Вот такая книжка! - Елена поднимает большой палец вверх. - А еще очень люблю ужастики. Почитаешь-почитаешь, а потом выходишь на улицу, и как-то уже не так страшно.

    Через полчаса нашего знакомства скромная Елена признается, что пишет книги, детские. Пишет и ее дочь, Фалена, правда, все больше фантастику. Писательство для них - тоже укрытие, и посильней бетонных стен.

    Воды нет давно, свет постоянно перебивает. Вот и читают - молитвы и ужастики

    Вечером поехал к Лысаковым в гости, примерно тем же путем, что и Елена. Из центра она садится на автобус, который минут через пятнадцать привозит туда, где война давно - хозяйка. Выжженные глазницы домов провожают автобус, разнесены снарядами автоцентры и рынки, офисы наглухо заколочены. На одном из перекрестков автобус останавливается - интеллигентная женщина маленького роста идет под грохотом прилетов, отлетов и ПВО в сторону дома. Но там не спокойней - дом двух писательниц трижды был обстрелян. Не так давно снаряд влетел прямо к соседям, этажом выше. Воды нет давно, свет постоянно перебивает. Вот и читают - молитвы и ужастики.

    Наверное, я задаю вопрос какой-то неуклюжий, но сейчас и здесь другое не приходит в голову: "Вы еще верите в живительную силу литературы?"

    А она отвечает быстро, глазом не моргнув: "Мы бы иначе не работали".

    В один из дней поехал в больницу имени Калинина. Ее только что обстреляли, несколько корпусов серьезно повреждено, в здании поликлиники - прямое попадание, на улицу высыпалось раскуроченное оборудование, батареи, кирпичи. Напротив пробитого фасада, у памятника святителю Луке Крымскому (тоже с книгой в руках), встречаю двух девчат, совсем молоденьких. Волонтерки, студентки меда, Ксения и Анастасия. Пришли работать санитарками после начала СВО. "Страшно нам? Да. Но уходить не будем, у нас работа такая". Разговорились. Ксения с Анастасией чуть не хором: "Когда в школе учились, читали много. Нравились нам книги о пионерах".

    Балерина на посту

    Медленно по Донецку давно не ходят и не ездят. Так вот, если выйти из книжного и быстрым шагом - вниз по бульвару, то минуты через три откроется тыльный фасад театра "Донбасс Опера". Оба крыла здания напоминают решето, особенно, правое. Окна - если не забиты фанерой, то заложены мешками с песком или оклеены скотчем.

    Место падения одного из снарядов оперативно залито асфальтом. Из стен еще высовываются черные языки осколков. За этими стенами, классы детской балетной школы, репетиционные залы, а также кабинет инспектора пожарной охраны. И если школа сейчас закрыта, репетиции переведены в другие классы, то вот инспектор Людмила Ефремова здесь постоянно. Можно сказать, принимает все удары на себя.

    - Когда две недели назад был обстрел, самый серьезный за последнее время, меня вынесло головой вперед в коридор, - рассказывает Людмила Алексеевна. - Я только когда очнулась, поняла, что случилось. Сразу побежала смотреть, что с театром.

    Инспектор Ефремова на самом деле в прошлом балерина. Юное дарование в ней открыли, когда она была четырехлетней, и увезли в Москву. Потом хореографическое училище, карьера, дом - театр. И уходить отсюда просто так на пенсию она не думала. Теперь на бывшей балерине часто - жизни артистов, зрителей, да и просто прохожих.

    - Театр всегда спасает жизни всем, - объясняет Ефремова. - У нас к тому же самое надежное в округе бомбоубежище, за которое тоже я отвечаю. Как начинается бомбежка и волнами выносит двери, - так все знают, что надо бежать к нам.

    Спускаемся под круг сцены - именно там находится убежище - и видим: рядом с канистрами с водой… черепа. "Очень оптимистично", - заметил я. "Это жизнь", - пошутила Ефремова. Но на самом деле черепа - это реквизит, его тут сушат художники, потому что война войной, а репетиции и новые постановки никто не отменял.

    В одном из классов, где репетируют солисты, нахожу Романа Белгородского. Это он исполнял Пер Гюнта на прошлогодних гастролях в Большом театре. Роман - ученик худрука "Донбасс Оперы" Вадима Писарева, блистал на сценах всего мира, постоянно участвовал в международном фестивале "Звезды мирового балета", который тот же Писарев проводил в родном Донецке. Во время войны Роман тоже времени даром не терял - женился: избранница - балерина Оксана Зизина. Последние дни перед родами Оксана провела под обстрелами - снаряды падали прямо на роддом. Но все закончилось хорошо - молодой танцовщик теперь в промежутках между репетициями успевает дотащить до дома многолитровые бочки с водой. В районе, где он живет, воды не бывает совсем.

    - Как ни крути, война, конечно, оставляет след на нашей жизни и работе, - размышляет вслух Роман. - Верю ли я сегодня, что искусство может кому-то помочь? Мне хотелось бы верить, что искусство смягчает и морально поддерживает зрителей хотя бы на время, пока идет спектакль. Хотя они выходят из театра и снова попадают в ту же обстановку. Сложно все, - улыбается Пер Гюнт.

    В холле "Донбасс Оперы" встречаю пару молодоженов. Фотографируются в интерьерах театра. Антон и Анастасия из разных донбасских городов, познакомились в интернете, и со свадьбой решили не тянуть. Надо спешить жить. Кто знает, когда кончится война...

    За что стреляли в Манна

    Куда еще нельзя было не зайти, гуляя по бульвару Пушкина - Союз писателей ДНР. Осколками он весь изрешечен. На одной стене председатель Союза Федор Березин подписывает "ранения" - в какой день прилетало. Календарь войны. А вот у него - экспонат для музея войны. Четырехтомник Генриха Манна, осколком прошило все тома. Это еще в марте прошлого года - только сам осколок утащил заезжий репортер. Приоткрываю раненную книгу - бросился в глаза обрубок фразы из какого-то романа Манна: "… слишком большая ненависть лишает сил. У него всегда было такое чувство, что жить важнее, чем мстить, и тот, кто действует, смотрит вперед, а не назад…" Будто бы кстати, будто бы про них, донецких.

    После одного обстрела повредило трубы, писательские залы залило горячей водой - тогда она еще была в Донецке. Пришлось повыбросить десятки килограммов книг. "Все страдают от войны, - Русанов рассуждает. - Наверное, поэтому так много появилось пишущих людей, для многих это способ сбросить стресс".

    В Донецке и правда появилось много новых литобъединений. Проводятся фестивали, издаются сборники. Писателей зовут на творческие встречи в другие города, из других концов России прозаики и поэты тоже - частые гости в Донецке. В прошлом году Союз писателей ДНР стал практически отделением Союза писателей России. "Теперь чиновники нас будут вынуждены хотя бы выслушать - а то обычно смотрят как-то так скептически: ну кто, мол, тут из вас Лев Толстой?".

    На чем она тут держится, донецкая культура? Русанов объясняет так:

    - На самом деле, в 2014 году люди культуры очень сильно разделились. Кто-то уехал, но большинство осталось. Держались зубами, когда не было ни зарплат, ни отопления, ни света. Актерам драмтеатра приходилось переезжать и жить в театре, потому что их поселки разбиты. А в оперном театре сгорел склад декораций. Почему, зачем - что им мешает бросить и сбежать? Жителям Донбасса свойственно здоровое упрямство. Да и любовь к родному краю - тоже не сбросишь со счетов.

    Глубоким вечером я шел с бульвара Пушкина с его героями и смыслами. По улице изредка проносились автомобили. Ярко горели фонари. В тот вечер, к счастью, было тихо. Люди и памятники перевели дыхание. Через пару дней возле бульвара снова падали снаряды. В который раз досталось "Донбасс Опере", художественному музею и Союзу писателей. В соцсетях Русанов написал: взрывная волна не справилась с фанерой, закрывавшей окна.

    Писатель пригвоздил: "Наша фанера - самая крепкая в мире".

    Да что там, собственно, фанера. Люди-то здесь покрепче.

    Кстати

    Культурный фонд "Кино-телекомпания "Православная энциклопедия" при поддержке президентского фонда культурных инициатив в конце прошлого года завершила съемки документального фильма о людях, которые сохраняют культуру на Донбассе. Кинодокументалисты побывали в Донецке и в Мариуполе, в других городах Донбасса, а также сопровождали некоторые коллективы в гастролях по городам России. Среди героев фильма - музыканты Донецкой филармонии, артисты Донецкого театра кукол и Мариупольского драматического театра, солисты "Донбасс Оперы" и многие другие. Ожидается, что первые эпизоды фильмы будут опубликованы в интернете уже весной, а полностью ленту обещают закончить летом этого года.

    Поделиться